Без права отчуждения. Что происходит с рынком недвижимости в Крыму

С марта жильё в Крыму подорожало в 1,5 раза. Но легально продать квартиру или участок нельзя: на полуострове не действует система регистрации сделок.

‘К моей даче под Симферополем приценивалась семья с двумя детьми из Донецкой области. Сбежали из зоны военных действий, думали перебраться в Крым. Но я решила повременить с продажей до 2015-го’, — рассказывает Инна из Симферополя. По словам жительницы полуострова, с оформлением сделок проблемы, да и продешевить не хочется.

‘Не продешевить бы’ — именно это чаще всего можно услышать от потенциальных продавцов недвижимости из Крыма. Они наперебой рассказывают о покупателях из РФ, которые готовы скупать дешёвое жильё на курортном полуострове. В ожидании обеспеченных россиян местные жители начали повышать цены на жильё ещё в феврале.

Но сделок по новым ценам практически нет: украинские органы регистрации свернули работу на полуострове, а российские к ней пока не приступили.

Улётные цены

‘С марта 2014-го в Севастополе стоимость домов и квартир выросла в полтора раза’, — рассказывает сотрудник одного из местных агентств недвижимости. — То, что раньше продавали по $600-800 за квадратный метр, сейчас выставляют по $1100-1900′. Похожая ситуация и в Ялте. После скачка цен примерно на 50% в удалённых от моря домах за квадратный метр хотят от $1300. В центре и на набережной стоимость квадрата доходит до $3–5 тыс., зачастую превышая цены Сочи.

Но бума на рынке недвижимости в Крыму так и не случилось. ‘Пока большинство сделок — это дарение либо купля-продажа между близкими родственниками или соседями’, — рассказывает Ростислав Кравец, старший партнёр адвокатской компании ‘Кравец и партнёры’. Две трети объектов сняты с реализации — в ожидании, что прояснится ситуация с оформлением. А те, что продаются, как правило, уходят по ценам гораздо ниже заявленных — дисконт хотя бы частично покрывает риск по таким договорам. ‘Любые сделки, заключённые во время объявленного Россией переходного периода, могут оказаться недействительными’, — объясняет директор Крымского экспертного центра Алексей Стародубов, предупреждая, что уже завтра они могут быть оспорены в российских судах.

Правовые коллизии — находка для последователей Остапа Бендера. ‘Так как Украина и Россия не обмениваются данными реестров недвижимости, покупатель может приобрести квартиру, находящуюся в залоге, а продавец с лёгкостью может продать жильё дважды — по украинскому и по российскому законодательству’, — предупреждает управляющий партнёр правовой группы ‘Доминион’ Александр Пинчук.

Сделки с землёй в Крыму официально тоже не регистрируются из-за отсутствия единой системы формирования кадастровых паспортов и регистрации участков. Однако, по словам директора департамента рейтингования и методологии агентства ‘IBI-Rating’ Романа Алавердова, дома с земельными участками самые предприимчивые крымчане умудряются продавать ‘под честное слово’: по распискам, договорам о намерениях или залоге.

‘В некоторых населённых пунктах украинскими местными советами приняты переходные положения о регистрации прав на землю, есть лица, оказывающие соответствующие услуги, — рассказывает советник ЮФ ‘Василь Кисиль и партнёры’ Наталья Доценко-Белоус. — Однако вероятность оспаривания таких сделок, заключённых без регистрации земельных участков в Росреестре, очень высока’.

По словам Доценко-Белоус, рынок будет разблокирован не ранее сентября-октября: после выборов в законодательное собрание полуострова, которое должно ратифицировать закон о кадастровом учёте в новом федеральном округе.

Взгляд с континента

‘Наш дом на Тарханкуте сейчас напоминает чемодан без ручки: и удержать тяжело, и бросить жалко’, — рассказывает Фокусу киевлянин Михаил. На полуостров в этом году он поехать не решился — за домом присматривают соседи. По оценкам крымских риелторов, жильём в Крыму владеют несколько тысяч жителей континентальной Украины. Они опасаются потерять недвижимость на полуострове, но продавать её не спешат.

На 50% выросли цены на жильё в Крыму с марта. Квартиры в Симферополе выставляют на продажу по ценам Краснодара, а в Севастополе — по ценам Сочи

По мнению Романа Алавердова реальных рисков потери квартир или домов в Крыму для жителей материковой Украины пока нет. А крымским риелторам сама постановка вопроса об опасностях, подстерегающих украинских граждан, кажется некорректной. ‘Разве кто-либо отменял право частной собственности? Ведь когда граждане РФ покупали недвижимость в Украине, никто не говорил об их рисках’ — возмущается эксперт-оценщик севастопольского АН ‘Мультидом’ Сергей Анблагов.

Тем не менее расслабляться не стоит. Александр Пинчук советует обезопасить себя от неприятных инцидентов и переоформить права на крымскую недвижимость согласно положениям российского законодательства, как только Россия окончательно урегулирует вопрос с регистрацией. Невозможность подтверждения права собственности в электронных реестрах РФ провоцирует мошенников. Среди других рисков Пинчук также называет возможную перспективу освобождения 200-метровой прибрежной зоны: по украинскому законодательству застройка запрещена в 100-метровой полосе; в российском эта полоса вдвое больше.

Туманные перспективы

Многие в Крыму всё ещё верят, что потенциал рынка недвижимости не исчерпан. Роман Алавердов рассказал Фокусу, что в перспективе 1,5–2 лет крымские управляющие компании и собственники недвижимости рассчитывают на рост цен.

Подпортить ожидания крымчан может политика. В случае если градус напряжения в отношениях между Россией и остальным миром не снизится, директор компании ‘Де-юре’ Григорий Трипульский прогнозирует падение цен. Ещё более категоричен старший юрист практики недвижимости АО Arzinger Станислав Герасименко. ‘Эйфория вокруг ‘крымнаш’ и связанные с ним ожидания ценового бума на полуострове уже прошли, — говорит он. — Объёмы полулегальных сделок с предварительными договорами и задатками будут уменьшаться’.

Чтобы не стать жертвой мошенников, владельцам крымской недвижимости, проживающим на территории континентальной Украины, скорее всего, придётся перерегистрировать её по российским законам.

Ещё одна причина, по которой недвижимость в Крыму вряд ли удастся продать по цене квартир в Сочи, — отсутствие туристов. Большинство потенциальных покупателей рассчитывали сдавать жильё хотя бы два-три месяца в году, чтобы окупить расходы на его содержание. Провал турсезона-2014 охладит их интерес к полуострову — в этом году редкие туристы селились преимущественно в гостиницах и санаториях, оставив частный сектор практически пустым. Если такая же история повторится и в 2015-м, через год квартиры и дома в Крыму могут оказаться дешевле, чем до аннексии полуострова.

Замкнутый круг. Как продать квартиру в Крыму?

В марте украинский Минюст заблокировал на полуострове доступ к Госреестру, где регистртруют сделки с недвижимостью. Владельцы не могли подтвердить права собственности, покупатели — убедиться в чистоте объекта и проверить его историю. Сделку можно было бы заключить в Херсоне или Запорожье — летом крымчан начали обслуживать в этих городах. Но это не устраивало потенциальных покупателей из РФ.

Альтернативный путь — продажа недвижимости по законам РФ. Для этого нужно оформить кадастровый паспорт: изготовить новый техплан на квартиру, получить номер и зарегистрировать право собственности в Федеральной службе госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестре). И только после этого подписать договор купли-продажи и подать его на регистрацию в тот же Росреестр. Но летом эта организация прекратила приём документов.

Как сообщили Фокусу в самопровозглашённом правительстве полуострова, из-за того, что в Крыму ‘будет создана собственная структура регистрации — Госкомрегистр, который должен начать приём документов в августе’. Крымские риелторы считают, что более реалистичный срок начала работы крымского регистратора — начало 2015-го года.

Но, по словам старшего юриста практики недвижимости АО Arzinger Станислава Герасименко, по закону о временно оккупированных территориях, любая сделка купли-продажи, идущая вразрез с украинским законодательством, считается ничтожной. То есть для украинского государства собственником жилья и далее будет оставаться его продавец.

Потенциальные покупатели крымской недвижимости оказались в патовой ситуации: заключение сделки по украинским законам не признаётся властями РФ. А регистрация купли-продажи по российским ставит под вопрос будущее недвижимости после возврата Крыма Украине.

Мария Кравец, Форум

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *