Сто дней главы Нацбанка Гонтаревой: бессистемность и непоследовательность
НБУ под руководством Гонтаревой оказался не альтернативой, а верным продолжателем политики девальвации гривны и неутомимой работы станка, печатающего национальную денежную единицу.
Первые 100 дней, прошедшие с назначения Валерии Гонтаревой главой Национального банка Украины, поразительно совпадают с историей ее предшественника Степана Кубива.
НБУ под руководством Гонтаревой оказался не альтернативой, а верным продолжателем политики девальвации гривны и неутомимой работы станка, печатающего национальную денежную единицу. О ‘достижениях’ Нацбанка теперь могут рассуждать не только эксперты, но и простые граждане, когда сопоставляют свои доходы с ценами в магазинах, а, попутно, нынешний валютный курс с мартом или, о ужас, — с февралем.
Особой ‘популярностью’, вероятно, пользуется инструкция Нацбанка, в соответствии с которой банк выдает клиенту валютный депозит в национальной денежной единице, а не в долларах или евро или когда крупный депозит снимается частями, не превышающими 15 тысяч гривен в сутки. Ну и, если кому-то повезло купить доллары, то их продадут не больше 200-т в одни руки.
Исчезающий доллар
Доллар ‘пропал’ из официального обращения после установления регулятором жесткого курса продажи по 12,95 гривны за единицу. Бывший запредседателя Нацбанка Сергей Яременко, который закладывал основы валютного рынка Украины, и говорит, что нынешние административные меры ‘свободного’ курсообразования ‘не снились’ жесткому курсу 1990-х.
По его словам, либеральная политика действующего руководства страны внедрила плавающий курс, а НБУ его проводил под лозунгом: ‘если курс свободный, значит, ничего делать не надо’. ‘Четыре или пять месяцев ничегонеделания привели к тому, что сегодня трудно определить, какие меры применять для стабилизации ситуации’, — заявил Яременко.
По его мнению, именно курс доллара к гривне является ‘якорем’ ценовой стабильности, применительно к условиям украинской экономики. ‘Подсознательно НБУ пытается остановить курс… Но кризис 2008 года ничему не научил. Нет экономических оснований для фиксированного курса, и остаются только административные меры’, — добавил он.
По словам главы правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолия Гулея, НБУ запрещает банкам использовать кросс-курсы на межбанке, и требует, чтобы продажа доллара не превышала уровня 12,95 гривны за единицу. В то же время, реальный курс в понедельник составил 14,5 гривны за доллар, и разницу участники рынка оформляют за счет повышенных, иногда скрытых, комиссий.
По мнению бывшего замглавы НБУ Александра Савченко, на следующий год нужно вводить коридор в 11-15 гривен за доллар, чтобы успокоить население. ‘Мы говорим про плавающий, а не ‘тонущий’ курс’, — добавил он.
Кнут и пряник валютообмена и политика НБУ
По словам Анатолия Гулея, уровень девальвации гривны — 66% с начала года — выше чем в африканской стране Гана, где он достиг только 62%. А в Сирии, в которой идет война, девальвации национальных денег не превышает 20%.
В свою очередь, Александр Савченко отметил, что НБУ не контролирует эмиссию гривны. ‘Когда МВФ приходит в африканскую страну с примитивной экономикой, он советует контролировать эмиссию, и все будет в порядке’, — сказал он.
При этом, по его словам, в нынешней ситуации ответственность с Нацбанком должен разделить Кабмин, который проводит политику ‘социального’ популизма. Расходы украинского бюджета на социальные фонды не должны превышать 33 – 44% ВВП, как, например, в соседней Польше. Однако в Украине сейчас расходы, аналогичные расходам Германии.
Банки и стабильность
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко напомнил, что за три месяца объявлены неплатежеспособными 11 банков, и эта тенденция вряд ли прекратится. Население и бизнес потеряли доверие к банковской системе и стараются спасти свои деньги, если они еще находятся на депозитах.
‘Население и бизнес не удовлетворяет качество услуг, и наблюдается отток денег из банковской системы’, — заявил бывший член совета НБУ Василий Горбаль. В связи с этим он напомнил слова Валерии Гонтаревой о том, что только за две недели сентября отток депозитов составил 6,4 миллиарда гривен.
По словам вице-президента Центра исследований корпоративных отношений Вячеслава Бутко, в нынешней ситуации нельзя не финансировать потребности банков в ликвидности, но, если финансировать – значит разогревать девальвационные ожидания населения. Какой из двух вариантов хуже?— оба.
Было бы еще полбеды, если бы эти деньги шли на финансирование экономики. Но деньги, направленные на поддержание ликвидности банков, идут на валютный рынок, раскачивают его и усугубляют ситуацию, отметил Сергей Яременко.
‘Руководство Нацбанка проводит бессистемную и непоследовательную политику. Наблюдается постоянное желание, как изобрести средство, чтобы решить проблему ничего не решая’, — сказал Вячеслав Бутко.
Результаты деятельности Нацбанка под руководством Гонтаревой действительно очень напоминает времена Кубива. Но все же есть и одна важная отличительная черта – в последние три месяца решения НБУ перестали носить узковедомственный характер и стали привлекать внимание граждан.
Марат Пригожин, РИА Новости Украина
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!