Смена караула, или Люстрация по-украински
Есть ли замена люстрированным, и почему последние готовы обращаться в суды.
Со вступлением в силу закона Украины «Об очищении власти» на прошлой неделе в стране началась всеукраинская люстрация. Согласно тексту документа, под нее (с временным запретом работы – до 10 лет – на госслужбе) подпадает ряд высокопоставленных чиновников, бывшие сотрудники КГБ, а также чиновники, которые занимали государственные посты совокупно не менее года с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года. Провести процедуру «очищения» власти должны в течение 10 дней – к 27 октября 2014 года. Увольнение такого количества людей рассматривается как важный шаг по реформированию госуправления.
Forbes проанализировал, как этот процесс отразится на финансовых рынках. Оказалось, что с представителями реального сектора и финансовыми ассоциациями по будущим назначениям никто не советовался. Это значит или что новых чиновников отобрали без консультаций с общественностью и реальным сектором, или что о новых назначениях пока особо не задумывались. Из-за этого, по данным Forbes, ряд чиновников уже готовится оспаривать увольнение в судах.
Процедура люстрации началась 17 октября, и, по задумке авторов закона, должна завершиться на следующий день после выборов в парламент – 27 числа. В пятницу в открытом доступе уже появился список тех, кого Кабинет министров намерен люстрировать. От финансовых рынков в него вошли заместитель министра финансов Анатолий Мярковский и первый заместитель главы правления Пенсионного фонда Василий Кравчук. Также отдельный список с предложениями уволить чиновников был направлен президенту. В него вошли четыре члена Нацкомфинуслуг и пять членов Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, включая главу органа, Дмитрия Тевелева.
Ими история не ограничится. Речь пойдет о тысячах разных людей, занимавших посты на государственной службе в период президентства Виктора Януковича. 16 октября из НБУ ушла экс-заместитель председателя центробанка Вера Рычаковская – по официальной информации, в связи с выходом на пенсию. Министр
Кабинета министров Остап Семерак на своей странице в сети Facebook сообщил, что проведет проверку всех сотрудников аппарата правительства.
Экс-член совета НБУ Василий Горбаль рассказывает, что только в Киевской городской налоговой администрации, согласно букве закона, люстрированы должны быть почти все. «В милиции тоже называют цифры, по которым под люстрацию подпадают тысячи. Однако в госорганах есть много людей, которые являются профессионалами и которые работали там годами – их оставляли на своих местах все премьер-министры. И Тимошенко, и Янукович, и Азаров, – перечисляет Горбаль. – Например, когда в 2010 году меня назначили главой Львовской обладминистрации, многих из чиновников я оставлял от прошлой команды. Когда я уходил с поста, эти люди также продолжали работать, потому что они профессионалы. И сказать, что они каким-то образом являются представителями «преступного режима», сложно. В «золотом кадровом резерве» Януковича было много представителей разных партий».
Впрочем, нет правил без исключений. Так, не секрет, что многие чиновники, близкие к Виктору Януковичу, останутся при власти, потому что не подпадут под прописанные в законе нормы. «Не подпадают под люстрацию те, кто пойдут в парламент. Но критерии люстрации должны быть для всех одинаковыми, – считает член совета НБУ Роман Шпек. – Понятно, что могут быть обращения в органы, ответственные за люстрацию, с пожеланиями и предложениями по процессу. Главное, чтобы процесс был направлен на изменения, а не на попытку сохранения власти. Потому что последнее – самое нехорошее, что может произойти».
Наиболее болезненными могут быть связанные с люстрацией конфузы в органах, занимающихся публичными финансами: в Пенсионном фонде, Госказначействе, а также Налоговой и Генпрокуратуре.
«Следовало создать рабочую группу, в которую должны были бы войти министр Кабинета министров, глава по кадровым вопросам Администрации президента, и по одному заместителю из силовых ведомств. Они должны были бы анализировать, как и кого назначать на освободившиеся места. Ведь принципом власти является ее «беспрерывность», – отмечает Горбаль.
По его словам, сами люстрированные чиновники смогут либо исполнять роль советников при госорганах, либо устроиться в частные структуры. Главным же риском остается вероятность того, что коррупция так и не будет преодолена, но на место тех людей, которые имели многолетний опыт работы в своих секторах, могут попасть новички, что не всегда позитивно отразится на работе самих секторов. Ведь взятки в госструктурах никто не отменял. «Последствия будут понятны через некоторое время после выборов. Мне кажется, то, кто будет занимать кресла вместо люстрированных чиновников, депутаты не анализировали. Больше они думали о том, как самим не подпасть под норму о люстрации», – констатирует Горбаль.
Увы – первый опрос участников финансовых секторов говорит о том, что никаких серьезных реформ в этой сфере не намечается. Например, никто из опрошенных Forbes финансистов не слышал, чтобы власть проводила консультации по будущему набору чиновников на освободившиеся места.
«Проблема не в том, что определенных людей убирают с определенных должностей, а в том, что государство на уровне первых лиц не понимает стратегию развития небанковского финансового сектора и не консультируется с его представителями. Из-за этого в последнее время мы, одного за другим, получаем непрофессиональных людей, которые сектор все больше загоняют в тень, а не развивают его. Сейчас на уровне АП или Минфина с нами тоже не советуются», – признает генеральный директор Украинской федерации страхования и экс-член Нацкомфинуслуг Галина Третьякова.
Владимир Котенко, руководитель налогово-юридического отдела E&Y, также сообщил Forbes, что не слышал о консультациях по новым назначениям: «Это может означать либо что кандидаты уже есть, и их просто пока не озвучивают, либо что позиции могут оставить незанятыми. Очень может быть, что по некоторым отраслям хуже от этого не станет».
Как люстрация повлияет на рынки и о каких положительных моментах может идти речь? Например, Роман Шпек считает, что на финансовые или другие рынки смена чиновников не должна особенно влиять: «Если решение принято, нужно проводить ротацию. Жаль, что ротация проходит выборочно. Но важно, чтобы реформы проводились. От этого финансовый сектор только выиграет».
Самым главным испытанием для новоназначенных станет определение необходимости тех или иных государственных функций. «Новым управленцам нужно будет понять, что из функций ведомств можно сохранить, а от каких следует отказаться. От новых чиновников потребуется не только умение по инерции исполнять задачи, а способность критически посмотреть на роль ведомств и оценить ее в новых условиях», – отмечает Владимир Котенко.
Согласно с 5-й статьей закона «Об очищении власти», Минюст в течение месяца должен сформировать орган по контролю за успешностью люстрации, в который войдут представители общественности и СМИ.
Как СМИ отметим, что эффективность процесса очистки органов власти вызывает много вопросов. Например, непонятно, почему никто из представителей реального сектора не слышал о каких-либо консультациях власти по поводу новых назначений? Где возьмут такую армию новых «очищенных» управленцев? Если же люди на местах уже известны, то почему их имена и трудовые достижения не разглашаются?
Еще один вопрос – прозрачность всего процесса. В Чехии в ходе люстрации граждане получили свободный доступ к информации, которую на них собирали спецслужбы. О подобной открытости в Украине пока что речь почему-то не идет. Именно из-за отсутствия достаточной прозрачности появятся поводы оспаривать люстрационные процессы. Так, по информации Forbes, некоторые увольнения будут оспариваться в разных инстанциях – от административных судов вплоть до обращения в Венецианскую комиссию.
Добавим, что на деле определять успешность проведенной люстрации можно будет по экономическим параметрам для того или иного сектора. «Я бы оценивал эффект от проведения люстрации по уровню повышения ВВП – не меньше. Также для каждого ведомства можно вывести свои KPI. Если все свидетельствует о том, что хозяйственная деятельность в стране нормализовалась – включая ВВП, зарплату и т.д., значит, кадровые замены были правильными. Конечно, могут сказать, что не все в экономике зависит от людей. Но если не все зависит от людей в определенных ведомствах, то, может, и позиции в этих ведомствах не нужно заполнять?» – резюмирует Котенко.
Маргарита Ормоцадзе
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!