9 лет без дома: истории обманутых "Элита-центром"
1120 обманутых вкладчиков ‘Элита-Центра’ остаются без жилья. Почти за девять лет их ‘соседям’ выделили только 102 квартиры.
Создатели группы компаний ‘Элита-Центр’ присвоили почти $80 млн инвесторов. Люди отдавали мошенникам деньги за квартиры в домах, которые никто не собирался строить. Жертвами стали 1700 человек, причём большинство из них продали уже имеющиеся квартиры и оказались на улице. Лишь пять лет спустя после разоблачения афёры, в феврале 2011-го государство выделило элитовцам 134 квартиры.
Работа — дом родной
Уже десять лет врач Нина Ивановна живёт в своём рабочем кабинете.
Нина Ивановна, улыбчивая седая старушка, усаживает меня на лучшее место — за свой рабочий стол. Её кабинет в поликлинике ничем не примечательный, разве что на глаза попадаются не самые уместные для рабочего пространства вещи — гладильная доска, старая магнитола, маленький телевизор, цветастое покрывало на кушетке. В этом кабинете она живёт уже десять лет. 28 ноября 2004 года продала свою квартиру в киевском районе Русановка, чтобы разъехаться с сыном. Две новые квартиры купили в ‘Элита-Центре’.
— Только не называйте адрес нашей поликлиники и мою фамилию, — сходу просит Нина Ивановна. — А то у главного врача из-за меня могут быть проблемы.
Мыться и стирать она ходит к своей коллеге. У неё же держит и большую часть вещей. В шкафах кабинета помещается самое необходимое. На полках книги, в основном русская классика: Пушкин, Лермонтов, Тургенев.
— Только благодаря работе и смогла пережить этот кошмар, — рассказывает Нина Ивановна. — Коллеги заставляли меня ходить по инстанциям. Сама бы ни за что не пошла — неловко. Все обещали, что я получу квартиру в первую очередь. Но когда в 2011 году элитовцам дали первые квартиры, меня почему-то среди них не оказалось.
Больше всего 73-летняя Нина Ивановна боится заболеть. Такой роскоши, как полежать под одеялом два-три дня, она себе позволить не может: днём в её временном жилище, ставшем постоянным, принимают больных. К счастью, здоровье у неё крепкое. Росла на Алтае, в спартанских условиях у дедушки с бабушкой. Мать умерла во время войны, отец бросил их с братом.
— 13 ноября Киевсовет выделил элитовцам ещё 102 квартиры, — говорит женщина. — Одну из них мне опять обещают, предложили съездить и посмотреть. Увидела. Там только стяжка на полу: ни сантехники, ни штукатурки.
Баллада о борьбе
Один из пострадавших от аферистов инвесторов Павел Тилиженко пошёл работать в КГГА, чтобы получить квартиру
В коридоре КП ‘Киевское инвестиционное агентство’ шумно. Седой плечистый мужчина, активно жестикулируя, объясняет что-то нескольким обступившим его людям. Это обманутые вкладчики ‘Элита-Центра’. А седой мужчина — Павел Тилиженко, уполномоченный представитель по одному из шести недостроев, в которых ‘Элита’ продавала квартиры.
Павел работает в ‘КИА’ два года. Поняв, что без активного личного участия в процессе он вряд ли увидит свою квартиру, Тилиженко забросил остальные дела и стал чиновником. Уже несколько лет Павел живёт вместе с женой и маленьким ребёнком в квартире у тёщи с тестем. А до этого — в художественной мастерской своего дяди, на чердаке, где не было горячей воды, а температура воздуха зимой опускалась до девяти градусов.
Экс-мэр Киева Александр Омельченко ещё в 2006 году выделил элитовцам 19 участков. Благодаря этому им удалось получить 134 квартиры в 2011 году и 102 — в нынешнем. В начале ноября новый мэр столицы Виталий Кличко выставил на инвестконкурс ещё четыре участка. Их решили отдать тем застройщикам, которые предоставят обманутым вкладчикам наибольшее количество квадратных метров. Но даже если жильё на выделенных участках начнут возводить в ближайшее время, раньше чем через два года стройку не закончат. В 2006 году инвестор обязался передать жертвам афёры не менее четверти построенной жилплощади, по условиям нового инвестконкурса — не менее 6–10%. Это объясняется падением цен на жильё и сложной ситуацией на рынке.
— Мы вынуждены постоянно бороться за свои квартиры, — рассказывает Павел, проводив посетителей. — Этим летом, к примеру, рейдеры пытались захватить наш участок на пересечении Глубочицкой и Лукьяновской. Но мы организовали митинги, обратились в прокуратуру и в Апелляционный суд и отстояли участок. Некоторым чиновникам Киевгорадминистрации мы как кость в горле. Ведь там, где мы, невозможно брать взятки и откаты. Доходило до смешного: когда на очередном митинге какой-нибудь начальник спрашивал, чего мы хотим, мы отвечали: ‘Чтобы ваши подчинённые выполнили ваши же распоряжения’. И показывали ему документы с его подписью.
По словам Павла, застройщики заинтересованы в том, чтобы отдавать часть своих квартир элитовцам. Во-первых, все согласования по объекту идут быстро. Во-вторых, мощная общественная организация, созданная обманутыми вкладчиками, защищает свой объект и от рейдеров, и от полукриминальных активистов, шантажирующих строителей пикетами. В-третьих, передав несколько квартир жертвам ‘Элита-Центра’, застройщик получает возможность быстрее продавать оставшиеся у него квадратные метры жилья. Ведь все объекты элитовцев на особом контроле, и вероятность того, что они не будут достроены, приближается к нулю.
Бедные люди
— У вкладчиков ‘Элиты’ украли почти 400 миллионов гривен, на то время около 80 миллионов долларов, — говорит Сергей Ерофеев, невысокий полный продавец книг, пришедший в ‘Киевское инвестиционное агентство’, чтобы в очередной раз поинтересоваться судьбой своей неудачной покупки. — Такую сумму невозможно незаметно вывести из страны. Поэтому и следователи в деле ‘Элиты’ менялись один за другим. — Поэтому у первого следователя — дача в Конча-Заспе, никак не соответствующая его зарплате. Именно он снял арест с участка на улице Лабораторной, принадлежащего ‘Элите’. А на следующий день участок поменял владельца. Компенсация государством ущерба в такой ситуации — нормальная европейская практика.
Сергею неприятно вспоминать о событиях почти десятилетней давности. Он всё время морщится и вытирает пот со лба. Афёра лжезастройщиков фактически разрушила его жизнь. Всё началось с того, что Сергей с сестрой решили жить отдельно от родителей. Продав трёхкомнатную квартиру, купили им однокомнатную, а себе взяли двухкомнатную — в ‘Элите’. Десять лет назад молодые люди неплохо зарабатывали, смотрели в будущее с оптимизмом, мечтали о собственных семьях. Теперь Сергею тридцать восемь. Он снимает квартиру, а сестра живёт с родителями в однокомнатной, площадь которой 16 кв. м. Семьи нет ни у Сергея, ни у сестры.
— Никаких предпосылок, что это обман, не было, — вспоминает Сергей, глядя куда-то в пустоту. — Квартиры в ‘Элите’ покупали народные депутаты, артисты, сотрудники СБУ и прокуратуры. Наш дом на улице Отто Шмидта активно строили. Всё, что у меня осталось, это надежда на помощь государства. Но видя, что за 9 лет элитовцам дали примерно пятую часть оплаченных квартир, понимаю, что надеяться особо не на что.
Кстати, киевская администрация раздаёт квартиры не всем, кто пострадал от афёры с ‘Элитой’, а лишь тем, кто в результате остался на улице. Остальным придётся ждать, чем закончится суд, который идёт уже несколько лет. Ознакомиться с 700 томами дела, заслушать 1700 потерпевших. Основные фигуранты за решёткой и с помощью опытных адвокатов усиленно доказывают свою невиновность. Но главное в том, что никто из обвиняемых до сих пор не признался, куда делись деньги. Их след потерялся в одном из латвийских банков, откуда они были сняты неустановленным лицом.
Выходом для обманутых вкладчиков может стать продажа имущества ‘Элита-Центра’, оценённого в 90 млн грн. Но это будет возможно только после решения суда.
Благодарность ‘Элита-Центру’
По словам Павла Тилиженко, практически у всех инвесторов после краха ‘Элиты’ жизнь кардинально изменилась, но не у всех в худшую сторону. Некоторых удар судьбы заставил искать дополнительные средства заработка или новую работу. Один из таких людей — Сергей Л., ставший жертвой ‘Элита-Центра’ дважды. Сначала он приобрёл квартиру в ‘Элите’ вместе с первой женой, взяв кредит на половину суммы. Потом развёлся и, уже собираясь жениться во второй раз, случайно узнал, что его невеста также выплачивает кредит за купленную у ‘Элиты’ квартиру.
— Подписывая инвестиционный договор с ‘Элитой’, я не просчитал все риски, — говорит Сергей. Поэтому и прогорел. Не нужно было ‘вестись’ на дешевизну квадратных метров, бежать вместе со всеми за кредитами на дутом рынке. Из шести участков строили только на одном, и это могло бы насторожить. Договор, который я подписал, фактически ни к чему ‘Элиту’ не обязывал. Но на это я тоже почему-то не обратил внимания. Деньги брали наличкой прямо в офисе. У меня открылись глаза только после того, когда на одном из интернет-форумов инвесторов я случайно узнал, что у моей квартиры ещё три владельца.
Сергей не становился в очередь на получение жилья от КГГА. Он уверен, что лучше сконцентрироваться на будущем, чем посвятить свою жизнь негативу, идущему из прошлого.
— Иногда родители спрашивают: ‘Ну как там ‘Элита’? Ты же вложил деньги’. А мне даже и вспоминать об этом не хочется, — признаётся Сергей.
Теперь Сергей уже не хочет покупать квартиру. Выплатив кредиты, он вместе с женой купил участок под Киевом, на котором планирует построить собственный дом.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!