Курс на 25: что творится с долларом в Украине и как НБУ спасает гривню
На курс доллара влияет множество факторов, как положительных для украинцев, так и отрицательных.
В последнее время гривня вновь подешевела по отношению к доллару. Наличную валюту все также трудно купить легально, а на ‘черном’ рынке курс существенно отличается от официального.
При этом в НБУ заверили, что колебания в пределах 21-23 грн – это нормально, а нынешнее ослабление курса является временным, оно вызвано неравномерным поступлением валютной выручки.
Другие специалисты утверждают, что причин ослабления гривни гораздо больше, среди них как временные, так и долгоиграющие; как психологические, так и объективные.
В целом же валюту даже сейчас в Украине можно рассматривать как обычный товар, колебания цены которого отражают уровень и знак дисбаланса спроса и предложения.
Факторы нынешнего ослабления гривни
Местные выборы, прошедшие 25 октября. Население привыкло, что накануне любых выборов власть всегда сдерживает курс, а потом наступает обвал, как это в последний раз случилось осенью прошлого года. Поэтому в такие периоды растет спрос на наличную валюту.
Выплаты депозитов клиентам ликвидируемых банков. Только за первые десять дней (с 8 октября) вкладчикам ‘Дельта Банка’ было возвращено 3,7 млрд грн, а всего же 400 тыс. клиентов получат 7,6 млрд грн. В условиях сохраняющегося недоверия к банковской системе только незначительная часть выплаченных компенсаций и средств закончившихся договоров размещаются на депозитах (хотя их объем все-таки медленно растет). Значительная же часть гриневой наличности люди направляют на покупку валюты чтобы защитить свои сбережения, в том числе, от инфляции.
Критические заявления МВФ по проектам налоговой реформы. Также беспокойства валютному рынку добавляет отсрочка с выделением очередного транша его кредита.
Традиционно в IV квартале происходят большие бюджетные расходы, которые могут провоцировать дополнительный спрос на валюту. К тому же на гривневых счетах правительства накопилось много наличности (по состоянию на 1 октября, 47,13 млрд грн находилось на едином казначейском счете), которая отчасти ‘нависает’ над валютным рынком.
По разным причинам, в том числе и из-за отмены валютных ограничений, увеличивается число желающих приобрести валюту на межбанке, где предложение пока стабильно низкое.
Украинский экспорт хоть и растет, но пока не дает тех валютных поступлений в экономику страны, которые нужны для надежной стабилизации курса.
На гривню давит сезонная инфляция. По данным Госстата, в сентябре в месячном исчислении молоко подорожало на 2%, яйца – на 9%, овощи – 6%, одежда и обувь – 18% и др. В октябре цены не престали расти.
Спекулянты, хоть в меньших масштабах, но продолжают попытки раскачивать курс.
Факторы укрепления курса
В результате местных выборов правящая коалиция не проиграла, это должно принести некоторое успокоение в настроения. Население станет меньше покупать валюту про запас, а экспортеры, возможно, станут немного больше валюты заводить в страну, а не только самых необходимый объем.
Эксперты утверждают, что серьезных экономических оснований для девальвации гривни сейчас в стране нет. Вместо этого есть: положительное сальдо внешней торговли, достаточно сбалансированный счет текущих операций, государственный долг, после достижения соглашения о реструктуризации внешних обязательств, не давит на курс. Давление могла бы оказать выплата долга России в декабре, но ее скорее всего не будет.
По официальным данным, в третьем квартале был рост ВВП, власть считает это началом тенденции оживления экономики, что должно укрепить гривню.
Снижение объема импорта, падение цен на закупаемые газ и нефть, рост золотовалютных резервов НБУ ($12,6 млрд по состоянию на 31 августа), затухание боевых действий на Донбассе – все это оказывает успокаивающее влияние на валютный рынок.
В качестве положительного фактора НБУ преподносит и то, что украинцы сейчас продают банкам больше валюты, чем покупают. Так в сентябре года они сдали валюты на $214,5 млн, а купили — на $47,6 млн. Но как минимум второй показатель далек от реального потребления валюты, т.к. купить ее в банках сложно из-за действующих ограничений, поэтому велики продажи на черном рынке.
Для увеличения предложения валюты на межбанковском рынке НБУ сохраняет требование к экспортерам обязательной продажи 75% валютных поступлений, а для сокращения спроса – принудительно уменьшает число заявок импортеров.
Действия Нацбанка
В стране официально принята модель плавающего обменного курса гривни, а НБУ, даже если бы захотел, не смог бы эффективно влиять на курс своими интервенциями, т. е. продажей валюты, так как ее запасы все еще далеки от желательного уровня. Поэтому регулятор административными и экономическими мерами пытается влиять на ход торгов на межбанке, по результатам которых и устанавливается официальный курс гривни.
27 октября вступили в силу постановления НБУ №721 и №722, которыми регулятор решил поменять некоторые правила работы межбанковского валютного рынка. Так банкам разрешено проводить сделки на условиях ‘своп’ с международными финансовыми организациями (операция своп предусматривает не только одностороннюю продажу валюты, но и обратную сделку между покупателем и продавцом через определенный период времени). Для кредиторов это означает снижение валютных рисков при кредитовании в гривне.
Нацбанк также обязал подавать развернутые заявки по обязательной продаже валюты накануне – до 18:00 предыдущего рабочего дня. Это позволит регулятору лучше контролировать действия банков (выявлять тех, кто пытается манипулировать рынком) и планировать свои действия на торгах. Можно надеяться, что борьба с валютными спекулянтами станет более эффективной.
С 17 сентября НБУ начал проводить валютные аукционы, которые сейчас являются одним из основных инструментов для влияния на курс гривни. На них он пока главным образом покупает валюту (всего в сентябре Нацбанк купил в целом на межбанке $152,2 млн, но ничего не продавал). Накануне выборов аукционы помогли несколько сдержать падение курса.
26 октября, сразу после выборов НБУ попытался предотвратить ожидавшееся существенное падение гривни. Для этого он отклонил часть заявок импортеров на покупку валюты (впрочем, он это делает регулярно), признал несостоявшимся валютный аукцион (для направления валюты, выставленной на нем, непосредственно на валютный рынок) и впервые за долго время провел интервенцию. Это помогло сдержать падение, но не предотвратило его. Торги в последующие дни прошли по тому же сценарию и примерно с таким же результатом, но падение гривни все же замедлилось, и ее официальный курс несколько укрепился.
Нацбанк старается изымать лишнюю ликвидность к рынка. Например, банки, которые получают такую ликвидность, практически автоматически покупают депозитные сертификаты НБУ с доходностью 20-27%.
По словам главы НБУ Валерии Гонтаревой, она бы хотела, чтобы валютообменными операциями в стране занимались только банки, но для этого нужно менять декрет о валютном регулировании. Поэтому пока Нацбанк решил установить к небанковским учреждениям такие же требования по прозрачности структуры собственности, которые установлены для банков.
Отныне валютные компании должны будут назвать всех своих бенефициаров. ‘За последние два года НБУ не выдал ни одной лицензии на осуществление валютообменных операций. Это очень сложный рынок, может непосредственно влиять на финансовую стабильность государства. В последнее время мы видели много злоупотреблений, связанных с ‘серым’ или ‘черным’ рынком валюты, мошенничеством и тому подобное. Поэтому мы планируем до конца года урегулировать ряд вопросов относительно требований к таким учреждениям’, – заявил первый заместитель главы Нацбанка Александр Писарук. Кроме того, планируется ввести дополнительные требования по капиталу небанковских учреждений и деловой репутации их владельцев.
Сейчас обменом валют в Украине занимаются четыре небанковских учреждения. Они работают через 1850 обменных пунктов. По данным сайта ‘Минфин’, действующие лицензии на обменные операции есть у семи компаний. У трех из них: ‘Глобалмани’, ‘Укрпочта’ и ‘Украинская финансовая группа’ обменников нет. Всеми легально работающими пунктами управляют компании ‘Виктория’, ‘Абсолют финанс’, ‘Финод’ и ГГЛА.
Прогнозы
Как бы то ни было, но реальность такова, что гривня еще долго будет постепенно ослабляться. Вопрос только в скорости и абсолютной величине этого ослабления.
В августе этого года МВФ сделал такой прогноз средневзвешенного курса гривни: 2015 г. – 22,0 грн, 2016 г. – 24,1 грн, 2017 г. – 24,7 грн, 2018 г. – 25,0 грн, 2019 г. – 25,3 грн, 2020 г. – 25,5 грн. При этом в конце 2015 г. курс ожидался на уровне 23,5 грн, 2016 – 24,4 грн за доллар.
В проекте госбюджета на 2016 г., который был составлен Кабмином в конце сентября, заложен среднегодовой курс 24,4 грн за доллар.
Сейчас в СМИ публикуется много коллективных и индивидуальных прогнозов аналитических агентств и экспертов в отношении курса гривни до конца этого года. Часто эти прогнозы сродни гаданию, поэтому разброс оценок очень велик: от ‘откатится до предвыборного уровня’ до ‘рухнет до 30 грн’. Но основная часть предположений близка к ориентиру, заданному МВФ – 23,5 грн. И не только потому, что украинские власти внимательно прислушиваются к мнению МВФ и поэтому будут подгонять курс под это значение, но и потому, что много объективных факторов позволяют предположить, что курс понизится, но в своих колебаниях удержится в диапазоне 23-25 грн за доллар.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!