Политика второго сорта: почему курс доллара снова начал расти, а выборы оказались ненужными

Щедрость РФ в результате может оказаться ловушкой.

Второй тур местных выборов, отставка Яроша и, конечно, финансовые взаимоотношения с Россией и МВФ — вот то, что будоражило страну в последние семь дней. Особенно последнее, поскольку курс доллара, выдвинувшийся на отметку 25 гривен, мало кому по душе.

САМЫЕ НЕНУЖНЫЕ ВЫБОРЫ. Но наиболее громким событием был все-таки второй тур выборов, у большинства избирателей не вызвавший ничего, кроме раздражения. Хотя летом с идеей его проведения носились, как с панацеей от всех бед, оказалось, что второй тур — как второй сорт: лежит на той же витрине, но покупать уже не хочется. Вот избиратель и проголосовал ногами в сторону от избирательных участков.

В большинстве случаев второй тур выборов мэра ничего не изменил. И потому можно понять Виталия Кличко, который в сердцах говорил об ‘огромной сумме денег’: ее можно было бы сэкономить, не проводя лишнее голосование. Конечно, сумма, может, и не ‘огромная’, но для столицы, объявившей дефолт, лишней она не была бы.

В тех же случаях, когда победитель второго тура оказался другим, чем в первом туре, говорить о легитимности приходится еще меньше, чем после голосования 25 октября. Дело в том, что в первом туре голосовали ЗА определенного кандидата, а во втором — ПРОТИВ. А ‘голосования против’, да еще и при катастрофически низкой явке, сознательным выбором не назовешь.

Не говоря уже о том, что выборы при ожидаемо низкой явке — лучшая среда для фальсификаций: уж больно много неиспользованных бюллетеней остается, которые создают искушение у не самых разборчивых кандидатов подправить результаты первого тура.

Так что, если парламент еще заботится о демократии, то закон о местных выборах лучше развернуть в обратную сторону в части выборов мэра. А еще лучше — полностью отменить его, потому что система ‘открытых списков’ не только оказалась сложной, но и полностью себя дискредитировала, когда люди, за которых голосовали, стали пачками отказываться от мандатов, чтобы в советы прошли те, кто нужен партиям.

ЭПОХА ПРОВОДНИКОВ. И это стало не единственным примером того, как партийные интриги на корню убивают сущность публичной политики. Вторым примером последней недели стала отставка Дмитрия Яроша с поста главы ‘Правого сектора’.

В последнее время партийных лидеров радикалов стало модно даже в русскоязычных текстах называть ‘проводниками’, не понимая, что в русском это слово означает нечто, связанное либо с железнодорожными вагонами, либо с электричеством. И в том, и в другом случае речь идет не о лидере (провідник), а о ком-то или о чем-то подчиненном или используемом для достижения чужих целей.

Партийные интриги в ‘Правом секторе’ привели к тому, что Ярош оказался не лидером, а именно проводником, что и стало причиной для отставки. А еще показало всей стране, что радикальные революционеры ничем не отличаются от остальных политических партий, которые под красивой оберткой скрывают клубок змей, борющихся за финансовые потоки.

ПОДАРОК РФ ИЛИ ЛОВУШКА. Впрочем, все это отошло на второй план на фоне финансовой лихорадки, поднявшей ‘температуру’ доллара в обменниках до 25 гривен. В течение всей недели американская валюта прибавляла на межбанке по 30—50 копеек ежедневно, напомнив первую фазу печально известного февральского кризиса.

Причин у нынешнего скачка несколько. Одна из них – остающийся нерешенным вопрос о долге в $3 миллиарда перед Россией. Правда, на этой неделе Кремль все-таки сделал свое предложение, внешне даже выглядящее щедрым, — рассрочить выплату долга по $1 миллиарду в течение трех лет. Но внешняя щедрость, вполне возможно, содержит ловушку, которая может свести на нет все усилия Минфина за последние месяцы по реструктуризации коммерческого долга.

Дело в том, что российский долг так и завис в статусе между государственным и коммерческим, а потому эксклюзивные условия его реструктуризации, естественно, могут вызвать бунт среди коммерческих кредиторов, недавно согласившихся на списание 20% одолженных Украине денег. И согласие с российскими условиями может означать разрыв соглашений с остальными кредиторами.

С большой вероятностью Кабмин на это не согласится, что сохранит прежние договоренности, но оставляет нерешенным вопрос, как быть с российскими тремя миллиардами.

МВФ НЕ ДОЖДЕТСЯ? Однако главная причина нынешней лихорадки на валютном рынке — это все-таки взаимоотношения Украины с МВФ. Очередной транш завис еще в сентябре, и на прошлой неделе фонд прислал очередную миссию, чтобы выяснить, как украинская власть планирует выполнять взятые на себя обязательства в 2016 году.

В субботу миссия отправится назад — похоже, что с печальным для Украины выводом. Она так и не дождалась от правительства проекта бюджета, поскольку Минфин и Верховная Рада все последние недели вели кулуарную войну по поводу налоговой реформы.

Война велась с переменным успехом, и на данный момент ни одной из сторон не удалось добиться решающего перевеса. А это значит, что в ближайшие недели не будет ни ясности по бюджету, ни транша от МВФ. Только гранаты, перелетающие из окопов Минфина в парламентские окопы и обратно, рикошетом бьющие по курсу гривни.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *