В Украине хотят ввести офшорный налог и уже знают, как его потратить
В Верховной Раде появилось сразу два законопроекта, подробно расписывающие, как собрать с бизнесменов 4 млрд. грн. в год и кому их отдать.
Недавний офшорный скандал, в который попали первые лица украинского политикума, вдохновил отечественных депутатов на весьма неожиданные законодательные идеи. В парламенте зарегистрировано сразу два проекта, которые, в случае их принятия, позволят если и не перекрыть отток капитали в офшоры, то, по крайней мере, хорошо на этом заработать.
Законопроект №4711 предусматривает введение нового налога — так называемого, офшорного сбора (соответствующие изменения должны быть внесены в ‘Переходные положения’ налогового кодекса). Предлагается ‘временно’ — до 2020 г. — брать 5% от суммы каждого перечисления средств, которое будут производить украинские компании на счета нерезидентов, зарегистрированных в офшорных зонах.
Более того, официальный список из 36 офшоров предлагается расширить, включив в него все страны, в которые общая ставка корпоративного налога ниже, чем в Украине на 5% и более. А это, в частности, Кипр, который офшором официально не считается.
‘Именно через Кипр отечественные субъекты хозяйствования выводят за пределы Украины большую часть доходов, преимущественно с целью искусственной минимизации собственных налоговых обязательств. Показательная в этом плане структура прямых инвестиций из Украины в мировую экономику. Согласно официальным данным Госстата, по состоянию на начало 2016г общие инвестиции из нашей страны составили $6,2 млрд. При этом 93,7% или $5,8 млрд. ‘инвестировано’ в республику Кипр’, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Забрать и поделить
В пояснительной записке также отмечается, что бороться с оттоком капитали другими способами (Организация экономического сотрудничества и развития разработала целый комплекс мер противодействия размыванию налоговой базы и выведению прибыли — BEPS (Base erosion and Profit Shifting), которая предусматривает, в частности, уменьшение налоговой нагрузки, перестройку системы трансграничного налогообложения и пр.) у нас сейчас нет времени. Ведь вывод денег из Украины приобрел ‘катастрофические масштабы’.
За последние три года поступления в бюджет с налога на прибыль сократились на 25% (почти 12,7 млрд. грн.). Это два номинальных ВВП страны за прошлый год.
Полученные деньги, а ожидается, что сумма составит не менее 4 млрд. грн. в год, авторы законопроекта (Олег Ляшко, Виктор Галасюк, Виктор Вовк, Роберт Горват, Сергей Кираль и др.) предлагают не банально проесть, а потратить с пользой — направив на поддержку тех, кто больше всех нуждается в государственной помощи.
Список претендентов и механизм передачи им денег описан в дополнительном законопроекте — №4712. По 20% от офшорного сбора (800 млн. грн.) могут получить экспортеры (деньги предлагается потратить на страхование, перестрахование, частичную компенсацию процентной ставки по экспортным кредитам), малый и средний бизнес (частичная компенсация процентных ставок по кредитам), индустриальные парки (субвенции местным бюджетам на их развитие), отечественные производители (им помогут посредством госзакупок их продукции), а также инвесторы (финансирование, кредитование инвестиционных проектов, названных приоритетными правительством и местными общинами).
Схемы или тень?
Экономиста Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь предложение депутатов, мягко говоря, удивило. ‘Обычно налоги не привязаны к каким бы то ни было расходным статьям. К примеру, не расписывается, на что должен тратится НДС. Почему же в случае с новым офшорным сбором предлагают поступить иначе? При этом не исключено, что эта инициатива вообще идет в разрез с международным законодательством’, — сказал UBR.ua эксперт.
Старший партнер адвокатской компании ‘Кравец и партнеры’ Ростислав Кравец пояснил UBR.ua, что как раз в этом плане проблем не будет, если только сбор не распространят на заключенные ранее сделки.
В законопроекте №4711 есть перечень исключений. В них, среди прочего, содержится пункт, позволяющий не платить налог с суммы денежных средств или имущества, которые были получены плательщиком от офшорного нерезидента ‘ранее’, скажем, в качестве кредита, и теперь просто ‘возвращаются’.
С одной стороны, это вполне логично. Но с другой – требует пристального внимания налоговиков. Ведь не исключено, что именно на этом пункте наши бизнесмены захотят построить схему уклонения от уплаты офшорного сбора (к примеру, средства можно проводить как платежи по кредитам, оформленным задним числом).
Александр Жолудь говорит и еще об одной схеме ухода от ‘лишнего’ налогообложения.
‘Законопроект предусматривает взимание сбора только со средств, которые переводятся на счета офшорных компаний. Но многие украинские компании выстроили более сложные конструкции. В офшорах регистрируются фирмы-‘прокладки’, которым украинский ‘партнер’ продает свой продукцию, но по явно заниженным ценам (с которых и платятся налоги)’, — рассказал он.
Такая схема, к примеру, активно применяется зернотрейдерами, перекачивающими через офшоры немалую часть украинского урожая. ‘В данном случае не будет законных основания взыскать с компании офшорный сбор’, — предупреждает Жолудь.
Ростислав Кравец также уверен, что больших поступлений от нового налога бюджет не получит. ‘Просто бизнес еще больше загонят в тень, в черный нал’, — считает он. И добавляет: проблему оттока капитали из страны нужно решать по-другому, и, в первую очередь, уменьшив налоговый пресс на бизнес. А для этого нужно переписывать Налоговый кодекс, а не вводить новые сборы.
Людмила Ксенз, UBR
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!