Юрия Колобова привязали к Фидобанку
Генеральная прокуратура 31 мая сообщила об аресте сотен миллионов гривен министра-беглеца Юрия Колобова в обанкротившемся Фидобанке.
Согласно сообщению прокуратуры от 30 мая, Апелляционный суд Киева подтвердил законность решения предыдущей судебной инстанции относительно ареста 200 млн грн на счетах в этом учреждении. Арест состоялся в прошлом году, но об этом ранее не сообщалось.
Генпрокуратура отмечает, что во время расследования уголовного производства по подозрению в отношении бывшего министра финансов в завладении бюджетными средствами в особо крупных размерах, установлено, что он пытался скрыть украденные средства на счетах Фидобанка, открытых на имя его матери Варавари Шульц.
История растраты
Напомним, Колобова заочно арестовали еще в январе прошлого года по подозрению в незаконной растрате 220 млн грн и завладении бюджетными средствами в особо крупных размерах. Колобова и остальных представителей команды экс-президента Виктора Януковича также подозревают в создании схемы хищения госсредств путем выпуска облигаций внешнего государственного займа (ОВГЗ) на сумму $3 млрд в пользу Фонда национального благосостояния Российской федерации. Также его обвиняют в незаконном пересчете комиссии в размере $450 тыс. в пользу VTB Capital за размещение данных ОВГЗ. Де-факто, речь идет о внешнем долге Украины перед Россией, за который стороны сегодня судятся в Лондоне.
Испанские правоохранительные органы задержали Колобова год назад. В Испании он проживал в собственном особняке стоимостью в несколько миллионов евро. Однако в экстрадиции экс-министра украинским правоохранителям в начале 2016 года отказали из-за недостаточной аргументированности обвинений.
Связи и подозрения
Показательно, что средства были найдены именно на счетах Фидобанка, акционером которого официально является банкир Александр Адарич. В прошлом году депутат от Народного фронта Максим Поляков заявил о причастности Колобова к данному финучреждению. По его мнению, банк якобы на самом деле является активом Колобова, а Адарич лишь выполняет официальную роль контроллера.
Хотя официально связь между Фидобанком и Колобовым не доказана, определенная логика в заявлении депутата есть. Адарич был владельцем 50% акций Евробанка, а также приобрел в 2012-2013 годах бизнес двух западноевропейских банковских групп – австрийской Erste и шведского SEB – за $100-120 млн. При этом, банкир всегда отказывался объяснить, каким образом он заработал деньги на открытие собственного банковского бизнеса. Еще тогда, три года назад, участники банковского рынка предполагали, что Адарич или одолжил средства на эти активы, или за ним стоит чиновник, который не хочет светить свое имя и объяснять происхождение денег, за которые купил банки.
Свидетельствует о сомнительном финансовом положении Адарича и тот факт, что в 2013 году он вынужден был избавиться от компании по управлению активами Спарта Капитал. КУА не могла заплатить агентству Cbonds 108 тыс. грн за спонсорство конгресса стран СНГ и Балтии, имела долг в размере 600 тыс. грн перед Днепропетровским горсоветом и еще 240 тыс. грн перед агентством Bloomberg.Сам Адарич причастность Колобова отрицал и даже требовал извинений от Полякова за клевету.
Получить объяснение такого совпадения пока не удалось. Водитель Адарича сказал НВ Бизнес, что банкир сейчас говорить не может, но перезвонит позже.
В НБУ подтвердить или опровергнуть информацию, о том что Колобов может являться конечным бенефициаром Фидобанка, также не смогли.
Как пояснил НВ депутат Киевсовета от Самопомочи Леонид Антоненко, который еще в прошлом году возглавлял департамент лицензирования Нацбанка, законое право требовать информацию об источниках происхождения средств на покупку банка регулятор получил только в июне прошлого года. Под дополнительные проверки подпадали лишь банки, контроллер которых был не установлен. В Фидобанке с этим все было ‘чисто’, поэтому НБУ не спрашивал у Адарича, где он взял средства на владение тремя банками и их дальнейшую докапитализацию. Пакет документов, который подал владелец Фидобанка (комбинированные Эрсте и СЕБ) к НБУ, не отражает такой информации.
Финансовые перспективы
Нацбанк признал Фидобанк неплатежеспособным две недели назад. В тот же день НБУ дал разрешение на продажу Адаричем своей доли в Евробанке. Неофициально банкиры, опрошенные НВ Бизнес, отмечают, что Адарич не пытался спасти банк собственными силами и не просил о финпомощи у регулятора именно потому, что своих средств у него нет.
Впрочем, несмотря на то, что средства Колобова арестованы, государство их может и не увидеть. Как объясняет партнер юрфирмы Василь Кисиль и партнеры Андрей Стельмащук, государство, как и остальные кредиторы Фидобанка, должно становиться в очередь, чтобы получить 200 млн грн от распродажи банка, если ФГВФЛ не найдет для банка нового акционера.
То есть, фактически, как говорит партнер AstapovLawyers Олег Мальский, несмотря на то, что арестованные активы пока находятся в руках государства, в лице ФГВФЛ, переложить их в другой карман – казначейство – оно не в состоянии, потому что законодательством такой шаг не предусмотрен.
В ФГВФЛ не объяснили НВ Бизнес, сможет ли Фонд изъять из активов банка 200 млн грн обратно в госбюджет. Все будет зависеть от того, какие документы представит в Фонд генпрокуратура и сможет ли она доказать первоочередность таких выплат через суд.
Леся Выговская, Новое время
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!