Будут ли в аэропорту “Борисполь” новые задержки рейсов из-за топлива (обновлено)
Вчера 22 рейса авиакомпании “МАУ” с 3000 пассажиров вылетели из “Борисполя” с задержкой из-за конфликта производителя топлива и Государственной фискальной службы.
Менее чем за сутки ситуацию удалось решить в пользу авиакомпаний и поставщиков топлива.
В конце статьи добавлен комментарий Государственной фискальной службы Украины
Вчера вечером 22 рейса авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ) вылетели из ГП “Международный аэропорт “Борисполь”” с задержкой от 1 до более 2 часов. “Задержки были вызваны сбоем в заправке самолетов авиационным топливом”, — сообщила поздно ночью МАУ в своем facebook, подчеркнув, что ситуация коснулась более 3000 пассажиров.
В авиакомпании также пояснили, что производитель авиационного топлива назвал причиной приостановки заправки конфликт с Государственной фискальной службой (ГФС) Украины. “Он связан с механизмом погашения векселей при реализации авиатоплива, который был введен новыми положениями Налогового кодекса, которые вступили в силу с 1 января 2019 года. Заправка была приостановлена, несмотря на то, что авиакомпания выполняет все свои обязательства по договору поставки горючего в аэропорту “Борисполь””, — акцентировали в МАУ.
Производителем авиатоплива в данном случае является ПАО “Укртатнафта” (УТН, Кременчуг), крупнейшими акционерами которого являются государство в лице НАК “Нафтогаз Украины”, а также структуры бизнесменов Игоря Коломойского и Александра Ярославского.
Напомним, что Игорь Коломойский также является совладельцем “Международных авиалиний Украины”. Поэтому выглядит удивительно, что сложности между двумя родственными компаниями вышли за пределы менеджерских кабинетов.
Сегодня утром пресс-служба УТН распространила релиз, в котором говорится, что еще 23 января уведомила Премьер-министра Украины, министра финансов Украины, председателя ГФС Украины и других руководителей органов исполнительной власти о проблеме, связанной с отсутствием механизма погашения налоговых векселей при реализации авиатоплива. “Поскольку процесс погашения налоговых векселей остается заблокированным ГФС Украины, с начала января это привело к блокированию средств компании в сумме 131 млн грн”, — сообщили в “Укртатнафте”. Кроме того, ГФС применила к предприятию штрафные санкции в размере 13 млн грн за поставку топлива в праздничные дни 1-2 января текущего года, когда фискальные органы не осуществляли прием и регистрацию векселей.
Судя по отсутствию жалоб как от пассажиров, так и других авиакомпаний, сложности возникли только у МАУ.
Сейчас в “Борисполе” работает 5 компаний, которые предоставляют услуги заправки авиационным топливом. Согласно информации, опубликованной на сайте аэропорта, — это ООО “Авиационная топливная заправочная компания” (Киев), ООО “АТЗК “Борисполь” (Кременчуг, ранее на сайте аэропорта было указано, что компания находится в с.Гора Киевской обл.), ООО “Балтик Граунд Сервис ЮА”” (Киев), ООО “АМИК АВИА ОЙЛ” (Борисполь, ранее “Лук Авиа Ойл”), и ООО “УКРАВИАСЕРВИС” (Кременчуг, ранее — город Борисполь). (абзац отредактирован после публикации — Delo.UA).
Из перечня компаний, которые в МА “Борисполь” оказывают услуги заправки авиатопливом исчезло ООО “Кребо Интернешнл”, однако по одному с ним адресу в Кременчуге расположены ООО “АТЗК “Борисполь” и ООО “УКРАВИАСЕРВИС”. (абзац добавлен после публикации — Delo.UA).
Часть из компаний поставляют импортное топливо (от специализированных подразделений нефтетрейдеров ГЛУСКО, СОКАР и АМИК), у других — отечественный продукт. По данным Delo.UA у МАУ контракт на обслуживание с одной из кременчугских компаний, но владельцем топлива является “Укртатнафта”, которая и приняла решение не заправлять самолеты. (абзац отредактирован после публикации — Delo.UA).
У “Международных авиалиний Украины” есть опыт покупки импортного топлива у других операторов, работающих в “Борисполе”. Но, во-первых, вчера его могло не быть в нужном объеме из-за все тех же сложностей с налоговым оформлением. А во-вторых, оно дороже украинского.
“МАУ получает авиатопливо от “Укртатнафты” по большому контракту со спецценой. Разница с импортом может достигать $50-60 на тонне”, — пояснил Delo.UA директор консалтингового агентства А-95 Сергей Куюн.
Суть проблемы
В Украине уже давно периодически возникают конфликты между авиаторами и топливозаправочными компаниями. Можно вспомнить историю в Международном аэропорту “Одесса”, которую в 2015 году пытался решить тогда еще губернатор Одесской области Мехеил Саакашвили. А в декабре 2018 года МАУ приостановила полеты из Харькова в Тель-Авив (Израиль), мотивировав это решение высокой стоимостью авиатоплива.
“В настоящий момент услуги по заправке в Харькове предоставляют две компании: сам аэропорт и еще один частный поставщик топлива (АМИК — Delo.UA). Ни один из них не предоставил конкурентное предложение. Более того, пока что у МАУ нет никакого предложения по заправке самолетов на 2019 год”, — отметили тогда в авиакомпании.
Владельцы и менеджмент компаний-перевозчиков постоянно подчеркивают, что стоимость топлива в аэропортах Украины выше, чем в других странах. Но в этот раз другая причина сбоя в расписании.
Сложности с оформлением авиатоплива возникли с начала года. Тогда вступили в силу нововведения, предусматривающие десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, который используется не по целевому назначению.
Изменения были приняты с целью борьбы с нецелевым использованием керосина, в частности его смешиванием с дизельным топливом, так как в последние годы объем импорта существенно превышает реальное потребление этого топлива. Эксперты и участники рынка считают, что керосин смешивается с дизельным топливом и продается под видом ДТ частным и промышленным потребителям. Данная манипуляция имела экономический смысл из-за семикратной разницы в акцизном налоге на ДТ (€139,5/тыс. л) и авиатопливо (€21/тыс. л).
Так, в 2017 г. импорт авиационного керосина вырос в 2,3 раза (на 135%) до 336 тыс. тонн. При этом, по официальной статистике Госавиаслужбы, количество рейсов увеличилось на 17%, а пассажиропоток — на 27%. По итогам 11 месяцев 2018 г. импорт керосина вырос еще на 58%, а пассажиропоток — на 25%.
Этот процесс решили контролировать путем выдачи налогового векселя сроком до 90 дней на сумму разницы в ставках акциза €210 и €21/тыс. л, погашение которого осуществляется после регистрации всех акцизных накладных в Едином реестре, составленных при реализации топлива операторам заправки самолетов или госструктурам.
С нового года трейдеры могут импортировать авиакеросин по базовой ставке €21/тыс. л исключительно для продажи лицензированным операторам заправки самолетов или государственным органам, например, Минобороны или Госрезерву. По данным Государственной авиационной службы Украины (ГАС) в “Перечне субъектов хозяйствования, которые осуществляют авиатопливообеспечение” зарегистрировано 38 компаний, работающих в различных аэропортах Украины.
Решение вопроса
Вчера, чтобы отправить все рейсы, МАУ предоставила “Укртатнафте” письмо о компенсации возможных штрафных санкций со стороны Государственной фискальной службы Украины, связанных с заправкой. “Авиакомпания сделала этот шаг с целью предупредить возможные серьезные последствия для отрасли и неудобства для пассажиров”, — уточнили в МАУ.
В “Укртатнафте” сегодня утром сообщили, что остатки топлива в аэропорту “Борисполь” составляют 2,2 тыс. тонн, которые можно поставлять авиакомпаниям. Но из-за отсутствия реакции со стороны государственных органов и позиции ГФС, предприятие вынуждено прекратить производство и отгрузки авиатоплива.
Всю ответственность за сложившуюся ситуацию в сфере обеспечения авиаперевозок, “Укртатнафта” возложила на фискалов.
Отметим, что МАУ гарантировала компенсацию возможных штрафов только за операции, произведенные 29 января 2019 года. Таким образом, возникал вопрос: а не повторится ли ситуация сегодня, 30 января и в ближайшем будущем?
Похоже, что 3000 пассажиров, которые вчера стали заложниками этого небольшого топливного кризиса, одновременно способствовали разрешению конфликта.
Сегодня днем “Укртатнафта” сообщила, “что после вмешательства в ситуацию лично Премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, министра финансов Украины Оксаны Маркаровой и и.о. заместителя председателя ГФС Украины Евгения Бамбизова процедура погашения налоговых векселей восстановлена, что позволяет компании отгружать авиатопливо и обеспечивать им аэропорты Украины”.
“Сейчас полеты осуществляются в штатном режиме”, — ответили сегодня в МАУ на запрос Delo.UA.
После публикации статьи поступил ответ от Государственной фискальной службы Украины, в котором Служба отвергает обвинения в свой адрес. “Обвинения компании “Укртатнафта” в адрес ГФС по блокированию поставок авиатоплива, и тем более срыва графика авиаперевозок, существенно преувеличены”, — говорится в ответе Службы на запрос Delo.UA.
Более того, в ГФС утверждают, что компания манипулирует информацией, возлагая всю ответственность на фискальную службу и обвиняя ведомство в отсутствии действенного механизма погашения налоговых векселей при реализации авиатоплива. “Механизм не только действует, а указанная компания уже даже имела возможность им воспользоваться”, — отмечают в ГФС.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!