Старые дела, новые технологии: как наука помогает раскрывать преступления
Некоторые преступления невозможно раскрыть ни сразу, ни даже спустя долгие годы. Но иногда правоохранителям всё же удаётся найти виноватых в убийствах, которые произошли много лет назад. Помогают современные технологии, которые могут прочитать человека как открытую книгу. Но и с этим возникают трудности.
Холодным мартовским днём 1980 года полицейские постучали в дверь дома на Лонг-Айленде, где жила семья Вилковиц. К тому моменту Ева, старшая дочь семейства, не появлялась дома два дня. Боясь услышать информацию от офицера, Ирен, сестра Евы, хотела подняться в свою комнату, но полицейский остановил её: «Ты должна это услышать». Подтвердились худшие опасения. Еву нашли мёртвой.
Ева работала секретарём в издательстве на Манхэттене и должна была вернуться домой на вечернем поезде. Эта поездка оказалась для неё последней. Её похитили, связали, изнасиловали и выбросили рядом с Большим Южным заливом на Лонг-Айленде. Ей было всего 20 лет.
Расследование длилось долго, но у полиции даже не было ни одного подозреваемого. Правоохранители несколько раз возобновляли дело в надежде, что «свежий взгляд» на дело или передовые методы судебной экспертизы помогут им получить новые улики, но этого не происходило. Местный детектив даже назвал это убийство «одним из самых загадочных, которые ему когда-либо пришлось расследовать».
Спустя почти 40 лет после того происшествия полиция так и не приблизилась к раскрытию этого преступления. Но сейчас у Ирен Вилковиц хотя бы появилась надежда. В конце 2018 года сын Вилковиц спросил у неё, слышала ли она когда-нибудь об «Убийце из Золотого штата» (так в США называют Калифорнию, из-за того что в этом штате дорого жить). Она не слышала, поэтому он рассказал ей, как ранее власти обвинили бывшего сотрудника полиции в серии изнасилований и убийств, совершённых в Калифорнии много лет назад. Этот случай, впервые использовавший следственную генетическую генеалогию для раскрытия насильственного преступления, вызвал всплеск интереса к такой технике раскрытия преступлений.
30 лет на поиски преступника
Джозеф Джеймс ДеАнджело убивал, Джозеф Джеймс ДеАнджело насиловал, Джозеф Джеймс ДеАнджело грабил. Он делал это целых 12 лет – с 1974 по 1986 год. На его счету оказались сотни преступлений. Но полиция не знала, что это делал именно Джозеф ДеАнджело. И долго не могла этого выяснить, хотя расследование дела продолжалось все эти годы.
Изначально преступления «поделили» между двумя преступниками. Одного в полиции назвали «Ночным охотником» (Original Night Stalker), а другого – «Насильником восточного района» (The East Area Rapist). Но в 2001 году в расследовании дела произошёл прорыв: полицейские с помощью ДНК-теста выяснили, что «Охотник» и «Насильник» – это один и тот же человек («Убийцей из Золотого штата» ДеАнджело назвали позже, лишь в 2013 году).
Этот случай стал поводом для создания в Калифорнии специальной ДНК-базы. У каждого обвиняемого и осуждённого преступника стали собирать генетические образцы. Но, несмотря на такой прорыв, дело ДеАнджело оставалось нераскрытым ещё 17 лет. Лишь 24 апреля 2018 года задержали 72-летнего ветерана ВМФ США прямо в его доме в Сан-Франциско.
Выйти на след ДеАнджело расследователям помог сервис GEDmatch – сайт с открытыми генетическими данными, в котором есть почти миллион ДНК-профилей. Один из родственников ДеАнджело однажды воспользовался этим сайтом, поэтому офицеру удалось найти совпадение. После этого найти преступника, который оставался на свободе почти 45 лет, не составило труда. Сейчас расследование дела продолжается.
Лицо из молекулы
В некоторых случаях для того, чтобы найти убийцу, нужно для начала понять, кем была жертва. С этим тоже могут помочь молекулы ДНК.
Летом 2017 года туристы обнаружили останки скелета на обочине шоссе за пределами Балтимора. В течение нескольких месяцев полиция не могла опознать тело. Но затем следователи прибегли к помощи новаторской технологии, которая требует лишь небольшого количества ДНК, чтобы получить представление о том, как может выглядеть человек. Технология использует тот факт, что молекулы ДНК содержат в себе определённые инструкции, которые определяют физические характеристики человека. Используя это сходство, полиция смогла установить личность жертвы, а затем арестовать её убийцу. Его приговорили к 30 годам тюремного заключения.
В США правоохранители обращаются за помощью к частным структурам, которые предоставляют подобные услуги. «Во многих случаях оказывается, что у полиции была некоторая информация, которая направляла их в определённом направлении, а наша информация их полностью перенаправляла», – говорит доктор Эллен Грейтак, одна из руководителей Parabon NanoLabs, которая и помогла раскрыть это дело.
При составлении «портрета» из ДНК, как и в деле ДеАнджело, учёным помогают открытые базы данных (GEDmatch, Ancestry.com), которыми в США пользуются многие. «Конфиденциальность ДНК очень хрупка. Вы пропускаете свою ДНК везде, куда бы вы ни пошли», – отмечает Артур Каплан, профессор Нью-Йоркского университета.
Не без облаков
Каплан отметил: с развитием науки и понимания геномов человека результаты работы таких технологий будут только улучшаться. Так, сейчас с помощью ДНК можно узнать лишь цвет волос и глаз, а также установить принадлежность к определённой расе.
Основная трудность заключается в том, что подобные исследования показали свою эффективность, но всё еще не могут гарантировать полностью достоверный результат. Дополнительная сложность заключается в том, что типы ДНК, которые проверяют генеалогические компании, отличаются от ДНК, которую следователи используют для судебных доказательств. «Сравнивать их – это всё равно что сравнивать яблоки с апельсинами», – говорит Пол Миснер, который работает в криминалистической лаборатории полиции штата Индиана.
Критики этого способа в США обеспокоены тем, что люди, которые поделились своими профилями в публичных базах данных, не понимают, что их можно использовать для ареста родственника. И они беспокоятся о злоупотреблении технологией людьми, которые не имеют необходимой квалификации. Прежде чем такие доказательства начнут использовать повсеместно, необходимы гарантии того, что за совершённые преступления не будет осуждён невиновный человек.
Ирен Вилковиц пока не может использовать современные технологии для поиска убийцы своей сестры. Помехой стало отсутствие необходимых разрешений для таких исследований со стороны властей штата Нью-Йорк.
При подготовке статьи использованы материалы CNN, NBC и ряда других зарубежных СМИ.
Максим Вараксин
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!