НБУ помогает тихо уйти с рынка еще одному банку "Семьи"
НБУ признал одесский ‘Финбанк’ проблемным. Сейчас хорошие активы и клиенты этого банка в срочном порядке переводятся в ‘Платинум Банк’, подконтрольный бизнесменам близким к ‘семье’ Януковича.
Членом наблюдательного совета ‘Платинума’ является бизнес-партнер главы НБУ Валерии Гонтаревой Макар Пасенюк, с согласия которых и происходит ‘операция’. В случае ликвидации ‘Финбанка’ Фонд гарантирования вкладов получит ‘пустышку’, а Нацбанк не сможет вернуть несколько сотен миллионов гривен рефинансирования
Накануне Нового года 45-й по размеру активов ‘Финбанк’ заявил о закрытии всех отделений во всех городах.
Последние несколько недель сотрудники банка обзванивают клиентов и предлагают им перевести счета, кредиты и депозиты в ‘Платинум Банк’.
Практически это предложение от которого невозможно отказаться. Так, например, вкладчикам банк не возвращает наличные и обещает, что кэш можно будет снять уже только в ‘Платинуме’. ‘Меня предупредили, что если я не явлюсь в банк до конца декабря и не подпишу заявление о переводе депозита в ‘Платинум’, то потом придется ехать за деньгами в Одессу. Вернуть наличные категорически отказываются’, – рассказывает вкладчик ‘Финбанка’ Игорь из Днепропетровска.
Примерно то же самое говорят клиентам и в других 18 офисах ‘Финбанка’ – в Киеве, Харькове, Черкассах и Запорожье. По словам сотрудников учреждения, все отделение уже фактически перепроданы ‘Платинуму’, вывеска которого скорее всего сменит вывеску ‘Финбанка’. Работать будет только офис в Одессе, где и прописан этот банк.
Основными акционерами ‘Платинум Банка’, а до последнего момента и ‘Финбанка’ были бизнес-партнеры Борис Кауфман и Александр Грановский, которые, по данным СМИ, входят в орбиту влияния ‘семьи’ экс-Президента Виктора Януковича.
Со стороны могло бы показаться, что собственники Финбанка решили позаботиться о своих клиентах, поэтому и предлагают им перейти на обслуживание в родственное финучреждение. Но более правдоподобной кажется другая версия, которую рассказывают осведомленные банкиры.
‘Складывается впечатление, что Финбанк, который в последнее время испытывает большие проблемы, готовится к введению временной администрации. Поэтому акционеры решили хорошие активы и пассивы перекинуть в свой же ‘Платинум’, а плохие отправить на ликвидацию, включая невозвратный кредит Нацбанка’, – рассказывает один одесский банкир.
Если это правда, то очевидно, что подобная афера была бы просто невозможной без покровительства банковского регулятора.
По информации наших источников еще 6 ноября 2014 г. НБУ принял постановление, которым отнес ‘Финбанк’ к категории проблемных.
На специализированных сайтах вкладчики банка жалуются, что не могут с октября прошлого года вовремя получить даже гривневые депозиты, а платежи юрлиц задерживаются по непонятным причинам. Тем не менее статус проблемного обязывает НБУ как минимум ввести в банк своего куратора.
С приходом новой власти дела у ‘Финбанка’ пошли наперекосяк. Он перенес несколько проверок НБУ и правоохранительных органов.
Нацбанк еще во времена руководства Степана Кубива несколько раз отрезал учреждение от системы валютных торгов. По словам одного из финансистов банк практически прекратил заниматься конвертационными операциями, которые ранее приносили ему неплохие доходы. ‘Главное что раньше в банке всегда были деньги, теперь нет ни ключевых клиентов ни наличности. Сейчас они экстренно сворачивают баланс’, – утверждает финансист. К чему такая спешка?
Похоже, что в Финбанке усиленно готовятся к введению временной администрации с последующей ликвидацией банка. По крайней мере там все делается как по нотам.
Еще в сентябре подконтрольная Кауфману и Грановскому компания ‘Вертекс Юнайтед’ сократила свою долю в капитале ‘Финбанка’ с 49% до 0%. Кто стал новым акционером не сообщается. Но вряд ли у банка появился новый инвестор, скорее старые просто хотят снять с себя ответственность. По крайне мере управленцы банка уже усиленно ‘рвут когти’.
24 декабря из банка уволился председатель правления Константин Смольский. Перед этим банк покинули еще несколько ключевых топов. В частности члены правления Руслан Пенков и Мария Свешникова. Один из менеджеров банка утверждает что руководство уже почти полностью разбежалось.
А сам банк попросту сливают. Поражает, что происходит все на глазах у Нацбанка, который практически дал добро на подобный ‘ход конем’ и фактически согласился с потерей рефинанса, выданного этому банку. Ведь из учреждения выводятся не только депозиты, но и кредиты. В том числе выданные компаниям Кауфмана и его бизнес-партнеров. Скорее всего именно они были заложены под кредиты НБУ.
Согласно отчетности банк передал в обеспечение межбанковских кредитов активы на сумму порядка 700 млн грн. Из них примерно половина – это недвижимость, вторая половина – все те же межбанковские кредиты. Какая из них доля приходится на залоги под рефинансирование Нацбанка в банке не сообщают. Не исключено, что часть этих кредитов безвозвратно зависла в банках, которые уже выведены с рынка, а значит никогда не будут возвращены.
Интересно, что большую часть акций ‘Платинум Банка’ одесситы Кауфман и Грановский в 2013 г. приобрели у фонда Horizon Capital, которым руководила нынешняя глава Минфина Наталья Яресько и у компании East Capital, партнером которой являлся нынешний министр экономики Айварас Абромавичус. При этом сделку оформляла компания ICU подконтрольная главе НБУ Валерии Гонтаревой.
Не исключено, что именно связи Кауфмана и Грановского в нынешнем правительстве и Нацбанке позволяют им избавиться от лежачего ‘Финбанка’ по тихому. Как минимум в Нацбанке не будут выносить сор из избы и пытаться привлечь менеджмент проблемного банка к ответственности. Может поэтому регулятор так легко согласовал и смену акционеров ‘Финбанка’ и увольнение главы правления при том, что банк фактически идет на дно.
Активы ‘Финбанка’ на 1 октября 2014 года составляли 3,2 млрд грн, их них 2,8 млрд грн – кредиты, выданные юрлицам. Задолженность банка перед вкладчиками физлицами достигала 0,9 млрд грн, а привлеченные на межбанке средства – 0,7 млрд грн. Как изменится баланс банка на 1 января 2015 г. не известно. Скорее всего все ‘хорошие’ кредиты будут перепроданы ‘Платинум Банку’ с неплохим дисконтом, а в случае ликвидации ‘Финбанка’ Фонду гарантирования вкладов достанутся только безнадежные кредиты.
Показательно, что с 2013 г., когда ‘Платинум’ фактически отошел в собственность представителей ‘семьи’ Януковича, и по сей день в его набсовете трудится многолетний бизнес-партнер Гонтаревой и совладелец ICU Макар Пасенюк. Возможно именно он курирует сделку по слиянию ‘Финбанка’ и Платинума?
Сейчас все это напоминает хорошо продуманную операцию по тихому сливу активов. Кроме того, есть опасение, что процесс полностью координируется Нацбанком, которым на данный момент руководит человек некогда по-сути работавший и на Кауфмана и на других членов многочисленного семейства экс-президента Януковича.
По данным наших источников рефинансирование НБУ, полученное ‘Финбанком’, составляет несколько сот миллионов гривен. Эти кредиты будут успешно похоронены под обломками ‘Финбанка’ с согласия Валерии Гонтаревой.
В прошлом году НБУ уже признал неплатежеспособными и вывел с рынка несколько финучреждений некогда подконтрольных представителям так называемой ‘семьи’ Януковича. В их числе ‘Брокбизнесбанк’, ‘Реал Банк’, ‘Захидинкомбанк’, ‘банк Даниэль’, ‘Экспобанк’, ‘Всеукраинский банк развития’ и ‘Украинский бизнес банк’. В этих банках оказались навсегда погребены миллиарды ничем не обеспеченного рефинанса, который де-факто был разворован представителями семьи при содействии НБУ. История продолжается и при новой власти.
Включение регулятором ‘Финбанка’ в список проблемных означает, что не за горами и введение в него временной администрации.
Почему же банку позволяют выводить все активы ‘на сторону’, тогда как НБУ напротив должен по максимуму ограничить операции банка, а тем более сделки, связанные с выводом активов? Как показывает практика в этом году большинство проблемных финучреждений в итоге были признаны неплатежеспособными и выведены с рынка.
На данный момент статус проблемных также имеют ‘Надра Банк’, ‘Дельта Банк’, ‘Укркомунбанк’, ‘ДиВи Банк’, банк ‘Киев’ и ‘Украинский банк реконструкции и развития’. Интересно, что два последних принадлежат государству в лице Минфина. Список постоянно пополняется, но в Нацбанке его упорно не публикуют, прикрываясь банковской тайной. Впрочем, как не публикуют и имена счастливых получателей миллиардных кредитов рефинансирования, которые скорее всего уже никогда не вернутся государству.
Пресс-службы Финбанка, Платинум Банка и Нацбанка письменные вопросы редакции оставили без ответа.
Алексей Комаха, специально для РБК-Украина
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!