Общие условия для возмещения вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия
Самое главное о чем должно помнить лицо, которому был нанесен ущерб как владельцу транспортного средства в дорожно-транспортном происшествии, это то, что такой вред может быть возмещен другим лицом, владельцем источника повышенной опасности, исключительно при наличии его вины.
Поэтому, вина лица в причинении убытков может быть установлена различными способами. В большинстве случаев вина лица устанавливается на основании Постановления судьи по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении по ст. 124 КоАП Украины. В нескольких словах можно отметить следующее, что в случае наступления дорожно-транспортного происшествия, в большинстве случаев кто-то из ее участников вызывает инспекторов ГАИ или ДПС, в результате осмотра места ДТП, опроса участников происшествия, очевидцев и проведения других необходимых действий, составляют протокол об административном правонарушении, который в дальнейшем и направляется на рассмотрение суда для принятия решения. При рассмотрении данного протокола и в своем решении суд обязательно устанавливает наличие вины лица в совершении правонарушения.
Как следствие, при рассмотрении дела о возмещении вреда, потерпевшему не нужно доказывать вину нарушителя в причинении вреда так как его вина уже установлена ??при рассмотрении дела об административном правонарушении, а потому обстоятельства в части имело ли место дорожно-транспортное происшествие и довершено ли оно по вине нарушителя не требуют доказывания.
Итак, имея соответствующее Постановление суда о привлечении лица к административной ответственности, потерпевшему остается лишь доказать размер убытков нанесенных в результате виновных действий нарушителя.
Данный пример возможного развития событий является наиболее распространенным, однако дорожно-транспортное происшествие может возникнуть при любых других обстоятельствах, в частности при наличии вины двух или более участников дорожного движения, или когда судом при определенных обстоятельствах не было установлено вину нарушителя. В таких ситуациях необходимо действовать несколько иначе.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на круг лиц, которые несут ответственность за вред, причиненный потерпевшему. Не всегда виновный в совершении дорожно-транспортного происшествия несет ответственность за причиненный ущерб. В отдельных случаях ответственными за действия нарушителя являются родители или предприятие в трудовых отношениях с которым находится нарушитель, а потому требование о возмещении вреда необходимо предъявлять именно к этим лицам, а не к нарушителю.
Каким образом может быть возмещен ущерб причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия и кто устанавливает его размер?
Закон предусматривает несколько способов возмещения вреда. В частности, вред может быть возмещен в натуре, когда нарушителя можно обязать отремонтировать транспортное средство потерпевшего с целью приведения его в состояние в котором оно существовало до дорожно-транспортного происшествия, или нарушителя можно обязать передать потерпевшему аналогичный автомобиль той же марки , модели и комплектации.
Однако такие способы возмещения убытков является недостаточно распространенными и эффективными в части их дальнейшего принудительного исполнения, если нарушитель откажется добровольно выполнить такие требования потерпевшего.
Поэтому, в судебной практике самым распространенным способом возмещения ущерба является возмещение нанесенного ущерба в денежной форме. Таким образом нарушитель обязан возместить потерпевшему причиненный вред, который включает стоимость выполнения работ и деталей для полного восстановления транспортного средства с целью приведения его к тому состоянию, в котором оно существовало до дорожно-транспортного происшествия.
Убытки причиненные нарушителю в результате дорожно-транспортного происшествия определяют оценщики путем составления заключения и отчета автотовароведческого исследования, а при рассмотрении дела в суде, в случае возникновения обоснованных сомнений в правильности размеров убытков определенных оценщиком, назначается судебная автотовароведческая экспертиза.
Однако, хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что нередки случаи, когда на решение оценщика относится неверно сформулированный вопрос, в результате чего оценщик определяет размер убытков с учетом износа транспортного средства, что в дальнейшем влечет за собой уменьшение размера вреда, который необходимо будет возмещать потерпевшему на основании судебного решения. Такая же ошибка допускается пострадавшим в своих требованиях в суд, когда неверно предъявленные им требования влекут за собой не в полной мере возмещения судом вреда причиненного потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия.
Ведь, для выполнения работ по полному восстановлению транспортного средства не нужно учитывать износ автомобиля, поскольку для замены поврежденных деталей используются новые, а не бывшие в использовании, а потому стоимость восстановительных работ для полного восстановления автомобиля и стоимость прямых убытков причиненных собственнику транспортного средства абсолютно разные суммы, о чем необходимо помнить, так как от этого будет зависеть денежный размер требований потерпевшего к нарушителю.
Кроме того, потерпевший может и не проводить оценку повреждений транспортного средства, а обратиться к станции технического обслуживания и отремонтировать свой автомобиль, предъявив в дальнейшем требования к нарушителю в раз мере, затраченном на восстановительный ремонт автомобиля. При этом, пострадавший должен помнить, что в обязательном порядке необходимы подтверждающие документы стоимости проведенного ремонта и расчетный документ об оплате, поскольку в противном случае будет крайне сложно доказать, какую денежную сумму средств было внесено пострадавшим на восстановительный ремонт его автомобиля.
Однако, по моему мнению, восстанавливать транспортное средство до тех пор пока не будет окончательно принято судебного решения о возмещении ущерба или нарушителем добровольно не будут оплачены средства на ремонт автомобиля – не нужно, поскольку есть некоторые обстоятельства, которые могут повлиять на размер денежного возмещения вреда , а также необходимость проведения судебной экспертизы. Поэтому, к такому шагу можно прибегнуть лишь в крайнем случае.
В чем заключается особенность возмещения вреда причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, если нарушитель застраховал свою гражданско-правовую ответственность?
Если лицо приобрело Полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, застраховав свою ответственность на случай причинения вреда имуществу другому лицу в результате дорожно-транспортного происшествия, страховая компания обязана возместить потерпевшему материальный ущерб причиненный ему нарушителем.
Не буду останавливаться на вопросе порядка обращения потерпевшего в страховую компанию за страховым возмещения, принятия страховой компанией решения о выплате страхового возмещения или об отказе в его выплате, поскольку собираюсь довести до Вас более существенные, на мой взгляд, обстоятельства, которые в первую очередь интересуют потерпевшего и наверное нарушителя.
Возможно многие знают, что ответственность страховой компании по выплате страхового возмещения ограничена в части лимитов ответственности, франшиз и собственной оценки ущерба, нанесенного пострадавшему в результате виновных действий нарушителя, который застраховал свою ответственность, которая почти всегда является на порядок заниженной.
Кроме этого, страховая компания возмещает потерпевшему только расходы, связанные с восстановительным ремонтом транспортного средства с учетом износа, а как было сказано, такой размер страхового возмещения недостаточен для полного восстановления транспортного средства.
В таком случае, страховая компания возмещает потерпевшему расходы на выполнение работ по восстановлению транспортного средства с учетом износа, а пострадавший должен возместить разницу между полным восстановлением транспортного средства без учета износа автомобиля и страховым возмещением, выплаченным страховой компанией.
Поэтому, требования сразу предъявляются потерпевшим как к страховой компании так и к потерпевшему, каждый из которых несет свою ответственность в определенной части, независимо даже от того, обращался предварительно пострадавший в страховую компанию с требованиями о страховом возмещении или нет.
И прежде всего, не нужно отчаиваться, если оценка ущерба нанесенного потерпевшему в результате повреждения его автомобиля в дорожно-транспортном происшествии, рассчитанная оценщиками, аккредитованными этой страховой компанией, является на порядок заниженной. В таком случае, потерпевший имеет право в суде требовать назначения судебной товароведческой экспертизы, которая определит действительный размер ущерба, причиненного потерпевшему.
Кроме того, необходимо помнить, что страховая компания не несет ответственности в части возмещения потерпевшему морального вреда причиненного нарушителем, если это не касается жизни или здоровья. В этом случае, возмещение морального вреда потерпевшему полагается исключительно на самого нарушителя, по вине которого было совершено дорожно-транспортное происшествие.
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!