Юррынок Кыргызстана: национальные юрфирмы и уход партнеров за рубеж
Без ильфов и адвокатской монополии – так можно охарактеризовать юридический рынок Кыргызстана. Традиционно о нем говорят в связке с соседними Казахстаном и Узбекистаном, но тенденции в странах различаются. Политический фактор, торгующиеся клиенты и профессиональный рост за пределами страны – характерные черты на этом юридическом рынке сегодня. Рассказываем о юррынке страны и приводим рейтинг ведущих юридических фирм региона.
Рынок для своих
Практически все представленные на юридическом рынке Кыргызстана игроки – национальные. С ильфами (от англ. ILF – international law firm) в стране сталкиваются мало, а из «иностранцев» встречаются главным образом компании из ближайшего зарубежья, говорит Айчолпон Алиева, управляющий партнер юридической фирмы Kalikova & Associates.
Иностранные компании открывались в стране в 1990-е, но не как полноценные представительства, а скорее под гостендеры, рассказала Алиева. Они приходили на конкретные инициированные государством проекты. Ильфы больше вели не юридическую работу, а консалтинг по формированию национального законодательства страны. Необходимость в этом возникла после развала СССР и образования суверенных государств. «На сегодня из зарубежных игроков на рынке представлены только компании «большой четверки», но юридической работой они не занимаются – сами отдают эти задачи местным юрфирмам», – говорит Алиева.
Некрупные, но занятые
Крупных национальных фирм, лидирующих на местном рынке, можно насчитать не больше десятка – именно они и работают с бизнесом. Там же трудятся практически все англоговорящие юристы, способные вести дела с иностранными компаниями. Частные юристы и небольшие адвокатские конторы больше заняты работой с гражданами.
Штат юрфирм небольшой. Например, компания Kalikova & Associates, одна из первых национальных компаний в стране, работающая с 2002 года, считается одной из самых крупных при том, что в ее штате 18 юристов. В большинстве фирм по 5–6 человек, и позволить себе специализацию могут немногие. «При штате побольше Kalikova & Associates могут вовлекаться в бизнес-процессы клиента, а также в регулятивную работу – это один из приоритетов компании. Предложения по разработке законодательства юристы представляют как по своей инициативе, так и в интересах клиента», – поделилась Алиева.
Как и другие крупные по меркам рынка фирмы, компания представляет полный цикл юридических услуг. Обращаться за помощью «на сторону» приходится, когда речь идет о запросах, связанных с уголовной практикой.
Фирм, которые полностью специализированы на уголовке, на рынке нет, и работой по этому направлению занимаются частнопрактикующие юристы – адвокаты и бывшие правоохранители.
Изначально запросы по уголовной практике перенаправлялись к ним, но теперь компания сформировала свой пул экспертов, с которыми работает в команде: так получается сохранить нужный уровень клиентоориентированности, которой может не доставать юристам частной практики.
Спрос на уголовное право в экономических спорах и работу по «беловоротничковым делам» постоянно растет. Значительный фактор в этом – политический, констатирует Алиева. Власть постоянно меняется, на фоне чего увеличивается количество резонансных споров в уголовной плоскости: «Дела больше связаны с политическими изменениями, а не с экономическими или законодательными. При этом анонсированная борьба с коррупцией продолжает идти своим ходом».
Изменения в законодательство и популярные практики
На фоне политических изменений юристы ждут стабилизации ситуации и реформ. Работающие в стране кодексы изменились не так давно, в 2017 году. Тогда полностью поменялись местные АПК и ГПК, все новеллы заработали в 2019-м. Сегодня корректируется законодательство, касающееся бизнеса, – вопросы ГЧП и недропользования, которые находятся в приоритете государства.
Активно обсуждается необходимость изменить ТК, который остался «советским» и слишком ориентированным на сотрудника в ущерб интересам работодателя – здесь необходим баланс, уверена Алиева.
Проблем с самими законами в стране не так много. То же налоговое законодательство характеризуют как либеральное и понятное. Однако вопросы возникают в процессе правоприменения. «В налоговой практике в 90% случаев спор с государством будет проигран: суды оказываются на стороне госорганов, когда речь идет о поступлениях в бюджет», – говорит Алиева. Менять подходы, по ее словам, мешает стремление чиновников перестраховаться: постоянная смена власти не дает им уверенности в позиции. Они опасаются за свои рабочие места, поэтому часто оказываются не готовы идти навстречу бизнесу.
Если политическая ситуация добавляет работы специалистам по уголовному праву, то экономическая политика властей акцентирует внимание юристов на области ГЧП: проекты интересны инвесторам и требуют квалифицированного юридического сопровождения. Другая перспективная отрасль, где понадобится юридическая помощь, – гидроэнергетика. Проекты в этой области тоже поддерживает государство. Здесь есть пространство и для изменений в законодательство: сейчас иностранные инвесторы, заинтересованные в проекте, не могут получить землю в собственность, что препятствует инвестициям – вероятно, здесь власти будут готовы пойти на уступки, указывает глава Kalikova & Associates.
Популярная в России банкротная практика, спрос на которую снова возрос в результате пандемии, не распространена вообще. «К банкротству прибегают очень немногие: вероятно, есть законодательные препятствия. Как таковая практика и специалисты вообще не существуют, и банкротства касаются главным образом госпредприятий. Встретить санацию можно разве что в банковской сфере», – говорит Айчилпон Алиева.
Источник кадров
Переходов между немногочисленными крупными юрфирмами страны происходит минимум. Но если говорить о карьерных возможностях юристов, то те, кто хочет продолжить профессиональный рост, уезжают в соседнюю Алма-Ату. Там они работают как в инхаусе, например, в банковской отрасли и в юридических фирмах. Национальных юристов набирают базирующиеся в Алма-Ате компании, у которых есть работа в Кыргызстане.
Работы на национальном рынке немного, и по сути он уже поделен, а из-за кризиса не развивается, как и стагнирующий бизнес. Многие проекты привязаны к России, говорит Алиева: заказы поступают от крупных российских игроков, таких как
, , «Алруд».При этом адвокаты в стране малочисленны. Сообщество есть, но оно если и продвигает идеи монополии, то очень вяло, признает управляющий партнер Kalikova & Associates. Но и стремления к монополии нет, отмечает Алиева. Сейчас адвокаты требуются только если речь идет об уголовном деле, для другого представительства не обязательно даже юридическое образование.
Клиенты экономят
Пандемия не сильно повлияла на юррынок страны: запросов на консультирование меньше не стало, а затраты на маркетинг, которые сокращали в пандемию российские компании, и так были невелики.
При этом клиенты, как и во всем мире в кризис, пытаются сократить расходы на консультантов. «Клиенты очень сильно торгуются», – рассказывает Алиева. Возрос запрос на фиксированные бюджеты проектов – фикс просят практически все. Для юристов такая система оплаты тоже удобнее, считает Алиева: это снимает лишние вопросы об оплате, возникающие при почасовке. В компаниях, отмечает она, проявляют гибкость по отношению к клиентам: на фоне небольшого числа проектов и росте конкуренции их запросы оказываются в приоритете.
«Право.ру» провело исследование и составило рейтинг ведущих юрфирм страны. Приводим его результаты в таблице.
Группа | Компания | Рекомендуемые отрасли |
1 | Centil Law Firm | Финансовое/Банковское право, Корпоративное право/M&A, Разрешение споров, Природные ресурсы/Энергетика, Юридическое сопровождение бизнеса, общие правовые вопросы |
1 | GRATA International | Финансовое/Банковское право, Корпоративное право/M&A, Разрешение споров, Природные ресурсы/Энергетика, Юридическое сопровождение бизнеса, общие правовые вопросы, IT/Телеком/цифровые технологии, Tрудовое право (включая споры), ГЧП/Инфраструктурные проекты |
1 | Kalikova & Associates Law Firm | Банковское и финансовое право, Разрешение споров, Энергетика и природные ресурсы, Интеллектуальная собственность (включая споры), Tрудовое право (включая споры), ГЧП и инфраструктурные проекты, Налогообложение (включая споры) |
2 | Arte Law Firm | Корпоративное право/M&A, Юридическое сопровождение бизнеса, общие правовые вопросы, Интеллектуальная собственность (включая споры) |
2 | Consensus Law Bureau | Юридическое сопровождение бизнеса, общие правовые вопросы |
2 | Hogan Lovells (CIS) | Интеллектуальная собственность (включая споры) |
2 | Veritas Law Agency | Разрешение споров, Юридическое сопровождение бизнеса, общие правовые вопросы |
Ирина Кондратьева, ПРАВО
Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid
Leave a Reply
Want to join the discussion?Feel free to contribute!