Признать Ичкерию. Зачем это делается

Верховная Рада Украины не признала суверенитет и независимость Чеченской Республики Ичкерия (ЧРИ).

Соответствующий законопроект №7551, поданный депутатами Алексеем Гончаренко и Мусой Магомедовым 11 июля, еще разрабатывается Комитетом по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству.

Однако 18 октября Верховная Рада признала Чеченскую Республику Ичкерию временно оккупированной Российской Федерацией. Именно об этом идет речь в принятом законопроекте №8132.

Разница неочевидна, но она есть. Прямое признание ЧРИ государственным образованием предусматривает, в частности, соответствующий набор процедур типа объявления urbi et orbi, что мы считаем ее независимым и суверенным государством и полноправным членом международного сообщества – и передачу правительству ЧРИ соответствующего документа. Пока об этом речь не идет.

Однако очевидно, что признать территорию оккупированной, не оспорив суверенитет оккупанта над ней, невозможно. И именно этот нюанс дает возможность толковать сегодняшнее решение Совета как признание ЧРИ – но это не декларативное признание здесь и сейчас, а признание состояния, имеющегося де-факто. Будет в дальнейшем принят проект Гончаренко-Магомедова или нет, это создает прецедент, ведь до сих пор ни одно государство-член ООН его не признало. Смешно, что таким же признанием де-факто со стороны России стал подписан в 1997 году между президентами Борисом Ельциным и Асланом Масхадовым “Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия”.

Зачем нам это? Во-первых, здесь очевидно зеркало шагов, к которым прибегла Москва, признав “независимость и суверенитет” так называемых “народных республик” Донбасса. Для России этот проект завершился фиаско: среди членов ООН инициативу поддержали только Сирия и КНДР, чьи режимы зависят от Москвы и являются международными изгоями. Украина, однако, имеет неплохие шансы сломить западное табу в поддержку сепаратизма в Российской Федерации, сложившееся при Ельцине и раннем Путине.

Государства Восточно-Центральной и Центральной Европы и Балтийского бассейна могут присоединиться к инициативе Киева. Правда, это даст кремлевской пропаганде убедительное доказательство тезиса о “желании Запада развалить Россию”. Что ж, признание правительства ЧРИ в экзили по определению является делегитимацией правительства Кадырова, а затем вызовом путинской вертикали. И здесь вопрос, как широким будет это признание.

Конечно, Запад разваливать Россию не хочет так же, как не хотел разваливать СССР: он до сих пор уверен, что когда речь идет о ядерном государстве, всегда лучше иметь дело с одним центром принятия решений. Поэтому рассчитывать на поддержку Парижа с Берлином или Вашингтона не приходится даже теперь, и уже хотя бы сегодняшнее решение Рады ломает другой российский нарратив – о “киевской марионетке” Запада.

Следующий ключевой момент – несмотря на то, что более 80% населения Российской Федерации среди погибших в Украине солдат ВС РФ и мобилизованных непропорционально велик процент представителей малых народов. “Ичкерийский прецедент” может усилить их недовольство колониальными замашками российского руководства и направить его в нужное Украине русло – тем более, что почва уже подготовлена. Вспомнить хоть срыв мобилизации в Дагестане.

Развал империй традиционно начинается с неспособности удержать отдаленные территории, а ряд субъектов РФ, где преобладает “нетиутльный” национальный состав, являются хорошими кандидатами на эту роль. Тем более что практически все они должны предъявить россиянам (не случайно в постановлении ВР речь идет об осуждении геноцида чеченского народа). А некоторые из них имеют исторически свежий опыт независимости (вопросы о ее формальности или продолжительности в подобных случаях обычно вторичные). Как, например, Ингрия или Тива.

Таким образом, российскому имперскому проекту грубого создания политической нации (“русский мир” на нероссийских штыках) противопоставляется ряд проектов национальных. На их основе, в частности, можно развить движение за настоящую федерализацию РФ, которое может быть поддержано и в регионах имперского ядра.

Пока это все выглядит главным образом как символический жест с призрачными шансами на дальнейшую реализацию, но после 24 февраля пришло время, когда окна Овертона открываются быстро и настежь.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *