Сто лет назад. Вводится наказание за ложные доносы и провокацию

Издано постановление о минимальном пороге наказания за ложные доносы и провокацию преступления  аналитики отмечают, что это поможет бороться с «дутыми» делами, которых наблюдается в судах великое множество. Подчёркивается, что при установлении ложности обвинения в тяжелом преступлении, при корыстных мотивах и при искусственном создании доказательств обвинения срок наказания увеличится с 1 года лишения свободы до двух. 

При этом в случае искреннего заблуждения «доносчика» он не будет подлежать уголовной ответственности.

Продолжаем знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 10 декабря 1921 года.*


Кара за ложные доносы

Опубликованное 1 декабря постановление СНК, устанавливающее минимум наказания за лжесвидетельство и ложные доносы, делает крупный шаг вперед в борьбе с загромождением наших судебно-следственных учреждений «дутыми» делами, часто возникающими в результате корыстных целей или сведения личных счетов.

Дореволюционное законодательство установило наказание как за донос, так и за ложное показание, как на дознании, так и на предварительном или судебном следствии, причем однако законодательство установило различные размеры наказания, усиливая его за лжесвидетельство на суде, потому, что оно давалось под присягой. На практике же, даже и при признании на суде ложности данного на предварительном следствии показания, обычно никакого преследования за это не следовало, что делалось в целях не закрывать свидетелю возможности исправить свое первое показание.

Советское законодательство, уничтожив присягу и придав при некоторых преступлениях актам дознания силу, равную актам предварительного следствия, тем самым должно было признать и одинаковую ответственность за ложное показание как при дознании, так и при следствии и на суде.

Однако до настоящего момента советское законодательство, признавая лжесвидетельство за преступление и во многих законоположениях упоминая о наказуемости его, не устанавливало ни характера наказания, ни минимума, ни максимума его.

Опубликованное же постановление устанавливает наказание в виде лишения свободы на срок не менее оного года. Наказание это однако усиливается на срок не менее двух лет при установлении ложности обвинения в тяжелом преступлении, при корыстных мотивах показания и, наконец, при искусственном создании доказательств обвинения.

Особенно следует отметить усиление наказания при искусственном создании доказательств обвинения, так как этим предусматриваются случаи, кога свидетель не только дает ложные показания к обвинению, но и искусственно создал саму обстановку преступления (доказательство обвинения), что уже входит в понятие провокации, составляя иногда ее часть.

В такой же мере карается и заведомо ложный донос о совершении определенным лицом преступного деяния. Но если лжесвидетельство само в себе заключает уже понятие о заведомости лжи и карается как таковое, то ложный донос карается лишь при его заведомости, т. е. когда делающий донос прекрасно отдает себе отчет в его лживости.

Но донос или показание о совершении определенным лицом какого-либо преступления при добросовестной вере в его истине или при наличии тех или иных оснований, согласно обнародованного постановления караться не может.

Поэтому постановление это не должно служить для честных граждан основанием к умолчанию о подозрении на определенное лицо из опасения кары, если у них имеются на то какие бы то ни было основания, даже кажущиеся им самим малодоказательными, так как для разыскных и следственных органов часто играют роль такие мелочи, которые в глазах неспециалистов являются не имеющими значения.

Так как постановление СНК не ограничивает наказание за ложный донос никакой категорией граждан, то в их число должны входить и доносы или акты, совершаемые должностными лицами разыскного и следственного аппарата, кои заведомо для составляющих их являются ложными. Этим самым налагается узда на слишком ретивых агентов власти, имеющих дело с раскрытием преступлений и порою преследующих небескорыстные цели.

Опубликованное постановление, как имеющее в виду интересы правосудия, нельзя не оценивать как новый шаг по пути к укреплению в стране революционной законности.

А. Приградов (Курин).

(Известия В. Ц. И. К., №277)

Постановление Совета Народных Комиссаров

Совет Народных Комиссаров постановил:

1. Карается по суду лишением свободы на срок не менее одного года заведомо ложный донос органу судебной или следственной власти о совершении определенным лицом преступного деяния.

2. Карается по суду лишением свободы на срок не менее одного года ложное показание, данное свидетелем, экспертом или переводчиком при производстве дознания, следствия или судебного разбирательства по делу.

Примечание. Мера наказания усиливается на срок не менее двух лет при установлении: а) ложности обвинения в тяжком преступлении; б) корыстных мотивах доноса или показания; в) искусственное создание доказательств обвинения.

3. Карается по суду лишением свободы, на срок не менее одного года, заведомо ложное сообщение в письменном заявлении государственному учреждению или должностному лицу, или в ответе на официальный запрос государственного учреждения или должностного лица о фактах или данных, касающихся деятельности государственных учреждений, должностных лиц, а также касающихся запрашиваемых свидетелей.

Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Управляющий делами Н. Горбунов.

Секретарь Л. Фотиева.

Москва, Кремль, 24 ноября 1921 г.

(Известия В. Ц. И. К., №270)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика, орфография и пунктуация публикаций сохранены

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *