Суд ЕС подтвердил отказ в регистрации товарного знака “Кубик Рубика”

Трехмерная форма «Кубика Рубика» не может быть зарегистрирована в качестве товарного знака на территории Европейского Союза, следует из постановления Европейского суда в Люксембурге.

Суд пришел к заключению, что вращающийся по вертикали и горизонтали механизм (описание отсутствует на графической схеме), цель которого переупорядочить цветные квадраты и вернуть их в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета, неотделим от формы головоломки. Данное техническое решение, в свою очередь, должно быть защищено патентом, а не товарным знаком.

Фабула дела

Обладающая правами на интеллектуальную собственность в отношении головоломки «Кубик Рубика» британская компания Seven Towns в 1999 году подала заявку в Бюро интеллектуальной собственности Европейского союза (EUIPO), зарегистрировав тем самым за собой форму игрушки в ведомстве ЕС по товарным знакам (OHIM) в качестве трехмерного товарного знака ЕС в разделе трехмерных головоломок.

В 2006 году немецкий производитель игрушек Simba Toys безуспешно оспорил данное решение в EUIPO. Заявитель, аргументируя свою претензию, обратил внимание регулятора, что графическая схема товарного знака не содержит в себе индивидуальное техническое решение конструкции — элемент вращения, которое может быть защищено от незаконного копирования только на основании патента.

Впоследствии, 25 ноября 2014 года, Люксембургский суд, отклонив жалобу Simba Toys на решение европейского регулятора, пояснил, что основными характеристиками оспариваемого товарного знака являются сам куб и структура в виде решетки на каждой из его плоскостей, а техническое решение, которое могло бы лишить Seven Towns товарного знака.

Суд ЕС отметил, что вращение вертикальных и горизонтальных элементов структуры «Кубика Рубика» возможно не при помощи решетчатой структуры и черных линий, формирующих ячейки структуры, а при помощи внутреннего механизма куба, невидимого на графической схеме товарного знака.

Таким образом, по мнению суда Европейского Союза, регистрация формы «Кубика Рубика» в качестве товарного знака не могла быть аннулирована на основании аргумента, что его описание не включает в себя индивидуальное техническое решение конструкции.

Среди прочего Люксембургский суд напомнил, что оспариваемый товарный знак не позволяет его собственнику запрещать третьим сторонам реализацию всех видов трехмерных головоломок с вращающимся элементом. Монополия данного собственника на рынке ограничивается трехмерными головоломками, имеющими форму куба, плоскости которого имеют решетчатую структуру, указывалось в постановлении.

Наконец, суд ЕС подчеркнул, что кубическая решетчатая структура оспариваемого товарного знака значительно отличается от изображений на трехмерных головоломках, представленных на рынке. Эта структура, по мнению суда, таким образом, имеет отличительные характерные черты, что позволяет потребителям определять производителя, зарегистрировавшего товарный знак.

Впоследствии Simba Toys успешно оспорила решение суда первой инстанции. В постановлении апелляции от 10 ноября 2016 года указывалось, что EUIPO и Генеральный суд должны были принять во внимание невидимые функциональные элементы продукта, а именно его способность к вращению, а поскольку способность отдельных элементов игрушки к вращению должна быть защищена патентом, а не товарным знаком, описание одной формы на графической схеме недостаточно для защиты от несанкционированного копирования.

Таким образом, апелляция нашла нарушение в постановлении нижестоящей инстанции и постановила отменить регистрацию товарного знака на территории Европейского союза при том описании, которое есть на данный момент.

В соответствии данным решением, EUIPO 19 июня 2017 года пришла к заключению, что для получения результата операции с рассматриваемой головоломкой, заключающейся во вращении по оси, по вертикали и по горизонтали с целью переупорядочить цветные квадраты и вернуть ее в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета, необходимо было включить в графическую схему три ключевых элемента: общую форму куба, черные линии и маленькие квадраты на каждой грани фигуры различных цветов. Учитывая, что законодательство ЕС запрещает регистрацию формы, основные характеристики которой необходимы для получения технического результата, регулятор отменил регистрацию товарного знака.

Впоследствии Rubik’s Brand Ltd. оспорила решение EUIPO в Люксембургском суде.

Позиция суда ЕС

В сегодняшнем решении Люксембургский суд первоначально отметил, что позиция EUIPO от 19 июня 2017 содержит в себе ошибку, поскольку различия в цветах на шести гранях куба не представляют собой существенную характеристику товарного знака. Вдобавок к этому простой визуальный анализ графического схемы товарного знака «Кубика Рубика» не позволяет с достаточной точностью отметить различия в цветах на шести гранях куба.

Касательно характеристик самой головоломки, суд ЕС указал, что ее фигура неотделима, с одной стороны, от структуры сетки, которая состоит из черных линий, пересекающихся на каждой из граней куба и разделяющих каждый из них на девять маленьких кубиков одинакового размера (на ряды по 3х3), а, с другой стороны, от вращающего механизма (по горизонтали и вертикали). В свете этих факторов форма изделия обязательно должна быть кубической, то есть правильного шестигранника.

В этих обстоятельствах суд ЕС пришел к заключению, что, хотя различия в цветах на шести гранях куба не являются важной характеристикой рассматриваемого товарного знака, две его характеристики, ранее определенные в решении EUIPO, необходимы для получения задуманного головоломкой результата. В связи этим, по мнению суда, форма куба не может быть зарегистрирована в ведомстве ЕС по товарным знакам (OHIM) к качестве товарного знака.

Бажаєте бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на АНТИРЕЙД у соцмережах.
Обирайте, що вам зручніше:
- Телеграм t.me/antiraid
- Фейсбук facebook.com/antiraid
- Твіттер twitter.com/antiraid

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *